Как я после армии стал учителем обж. Должностная инструкция преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности Требования к преподавателю обж в школе

Недавно мы уже публиковали историю учителя, который опровергает своим примером идею, что . Наш сегодняшний рассказчик тоже опровергает этот стереотип, да ещё как. Ведь специалист по выживанию, спасатель - профессия весьма брутальная.

После демобилизации главной целью нашего героя, который к этому времени уже имел опыт службы в пожарной команде, было поступление в МЧС, однако этой мечте сбыться было не суждено - подкачало здоровье. Он рассказал о том, как оказался в школе, с какими трудностями сталкивается молодой преподаватель, и что не так с ОБЖ сегодня.

Как я стал учителем ОБЖ

После отказа из МЧС я начал искать другие варианты для учебы. В армии я был командиром отделения. В мои обязанности входило преподавание воинской дисциплины подчиненным. Мне нравилось этим заниматься. Так что я отправился в РГПУ им. Герцена.

Я не хотел потерять время и начал искать специальности, на которые, чего греха таить, поступить проще.

Для начала - на психологию. Мне сказали, что баллов ЕГЭ (они ещё действовали) у меня не хватает. Предмет ОБЖ сочетал все те знания, которыми меня напичкали в армии. Искусство безопасности, выживания - это армейское искусство. Я всё-таки пожарный - тот, кто непосредственно борется за жизнь. Значит, к понятию безопасности имею самое прямое отношение.

В приёмной комиссии меня встретили, рассказали про престиж ОБЖ - я не верил, конечно. Понимал, что иду в никуда: денег не заработать, статус тоже сомнительный. Да еще армия на тебя действует так: тебе кажется, что ты отслужил, значит, всё - будет работа, деньги, рост. А тут ты попадаешь на учителя ОБЖ, какие уж тут мечты. Приезжаю в вуз ещё раз - мне даже на бюджетное отделение не хватает. Человеку, который знает технику безопасности, выезжал на боевые выезды, «запускал ракеты», тушил целую военную часть, - не хватает баллов. Обществознание, видите ли, я сдал слабо.

Делать нечего - я пошёл на заочное отделение, рассудив, что так и работать будет проще.

Я прекрасно знал, что знаний, полученных при заочном обучении, будет недостаточно для педагогической деятельности. Всё-таки к преподаванию я относился как к чему-то сакральному. Преподаватель - это проводник, фундаментальная фигура для учеников. А тут - заочка ОБЖ. Никак не вяжется. Тем не менее, я поступил. На равных с девочками, которые только что окончили школу, и окончили её явно слабовато, раз уж идут на учителей ОБЖ. После поступления я стал зарабатывать на жизнь и обучение.

Начало работы в школе

По знакомству мне пообещали место в школе, когда узнали, что я учусь на ОБЖ в Герцена. На эмоциях я уволился со своей тогдашней работы. Думал, что меня возьмут с начала учебного года. В итоге я три месяца был «фактотумом», перебивался в забегаловках и на всякого рода черновой работе, от официанта до грузчика. Только в ноябре, после окончания учебной четверти, затея с преподаванием получила развитие.

Я приехал в школу. Школа, как её представляли, - лучшая в районе. Отличный ремонт, теннисный корт, футбольное поле. Собеседования не было, было обсуждение, как и что мне предстоит преподавать и делать. Меня брали на работу в качестве преподавателя-организатора.

Когда я узнал, что буду учителем, то ощутил всплеск мотивации. Я готов был работать даже бесплатно.

Я считал, что в такой должности буду по-настоящему полезен обществу, что жизнь моя наладится - найдётся, наконец, место. Мне хотелось заняться педагогической деятельностью, учить детей, влиять на них. Изначально я не думал ограничиваться на своих уроках только ОБЖ, а заниматься, по мере возможности, ещё и общим образованием. Как-то направлять учеников. Я недоволен современным образованием - а тут прямая возможность хоть немного подкорректировать ситуацию. Так что материальная сторона вопроса отошла на второй план.

Мне предложили 3 900 рублей за месяц, за четыре дня в неделю. Они боялись спугнуть меня этим окладом. Молодой педагог - это престиж школы. Я согласился. Родители меня отговаривали: на такую зарплату не проживёшь, подумай о будущем. Я, естественно, об этом думал - я жил вместе с девушкой, самостоятельно. Но идея была выше расчёта. Мне хотелось заниматься преподаванием. Когда мне показали мой класс, я, как ребёнок, с содроганием смотрел на каждую парту. Думал: тут будут сидеть дети и слушать меня. Целый мой класс! Показали каморку: знакомые мне противогазы, манекен и прочее. Я подумал, что превращу этот чулан в кабинет - будет моё пристанище.

Первый день

Я приехал, сел за учительский стол. Мальчик, ботаник на вид, пришёл рано. Открыл кабинет, зашёл, не поздоровавшись, сел. Смотрит на меня с недоумением. Выходит. Я, тоже слегка в недоумении, поднимаюсь, выхожу за ним. Задаю вопрос:

Чего, с учителями тебя не учили здороваться?

А вы наш учитель?

Первый день - первая конфронтация и призрак всех тех проблем, с которыми мне предстоит столкнуться в классе.

Звонок. Я представился. Ученики смотрели недоверчиво и вместе с тем заинтересованно. В первую очередь я решил узнать, что они читают, и на основании этого уже стал делать первые выводы. Хоть это и неверный подход. Дети назвали треть школьной программы - то, что обычно учителя по литературе спрашивают. Остальное - всякие «Сталкеры», «Метро» и романы в духе «50 оттенков серого». Я утвердился в своём негативном мнении относительно современного образования.

Ни стеснения, ни волнения я не ощущал. Я ощущал, что способен управлять сидящими передо мной учениками. Я выяснил, что они изучали с прошлым преподавателем (почти ничего). Он начитывал им лекции, никакой практики не было. Конечно, из-за маленькой разницы в возрасте дети меня восприняли как равного. Панибратство, нарушение субординации. В конце учебного дня парень протянул мне руку. Я подумал о подвохе. Пожал.

Но на первый взгляд никакого конфликта не было. Да, одна треть относилась ко мне с пренебрежением: нежелание работать на уроке, скучающий взгляд… Многие парни пытались показать мне свою силу, независимость от меня как от их преподавателя, пытались заниматься своими делами. Но я был командиром отделения, вы помните. Дисциплина свое дело делала.

Первый армейский метод я применил на последнем занятии в этот же дебютный день.

В 8 «Б» кто-то спрятал портфель девочки. Заходит классный руководитель, начинает разбираться. Никто не признаётся. Девочка и учитель уходят искать портфель. Я сказал: весь класс стоит, пока портфель не найдут. Один виновен - все отвечают. Все стояли. Портфель нашли. На этом мой первый день в качестве учителя закончился.

В должности

Коллеги приняли меня дружелюбно. Но никаких отношений мы не наладили. Они не очень доверяли мне, и я им не доверял. Они, в конце концов, ответственны за нынешний уровень образования. У меня к ним очень много претензий.

Я сам недавно окончил школу и знаю, чего стоит их преподавание. С коллегами я держал дистанцию. Некоторые учителя испытывали ко мне явное недоверие. Я, мол, ещё не учитель, вот поработай с наше, набери багаж - тогда поймёшь, что такое преподавание. На мои нечастые вопросы об образовательном процессе они отвечали свысока, словно говоря: «учитель, вообще-то, должен это знать». Хотя позже с молодыми педагогами мы наладили контакт.

Молодой педагог, да ещё и мужчина - это для учебного заведения только плюс.

Так что администрация мне помогала и доверяла. У школы репутация престижной. У меня был своеобразный сценический образ «молодого специалиста». На всех мероприятиях моё молодое лицо - на первых рядах. В дальнейшем наши отношения только укреплялись, как и моё положение.

С учениками ситуация была неоднозначная. С одной стороны, современного ребёнка тяжело заинтересовать, используя методы «старой школы», общепринятый педагогический подход. С другой стороны, очень тяжело сохранить учительский авторитет, применяя либеральные методы, общаясь с учениками едва ли не на равных. Например, я знаю подростковые субкультуры, тренды, понимаю, что они смотрят, читают.

Плюс этого знания - я могу использовать тренды в целях образования, мне проще увлечь учеников, расположить к себе и заслужить доверие. Минус - в панибратстве. Легитимизуется дружеский тон, и в итоге из учителя я превращаюсь в «старшего товарища», который знает жизнь, но… Им всё равно кажется, что я с ними одного поля ягода, а не учитель, который занимается ликвидацией их безграмотности.

Про мой предмет

Сквозит, естественно, и презрение к моему предмету. И не только, хочется заметить, у детей. Однако ОБЖ - очень нужный предмет. Один из важнейших, если не преподавать про «цунами, заторы и зажоры», а поддерживать актуальность. Самый главный принцип ОБЖ - соответствие времени и соответствие геолокации. Мы живём в Петербурге, так что нам нет смысла преподавать о сели, о цунами. Главная ошибка в преподавании предмета - обилие теории. Должно быть максимальное количество практики.

Есть и ряд других серьёзных проблем. Государство не рассматривает эти дисциплину как важную. Дети пьют, травятся спайсом, выкладывают экстремистские фотки в интернет, и при этом изучают цунами.

«Об этом позаботится семья» - глупая отговорка для тех, кто умывает руки.

К слову о семье: не уделяется внимание половому воспитанию. У нас не принято в семьях разговаривать о половых вопросах, но при этом половая распущенность среди подростков - общее место. Кто будет ликвидировать этот пробел? Разве это не область ОБЖ?

Ко всему прочему, у нас почему-то считается, что любой может преподавать ОБЖ. Это самая большая ошибка и Минобрнауки, и нашего общества - считать, что все имеют базовые знания по безопасности или, на худой конец, прочитают с листа. Однако ОБЖ может преподавать только тот человек, который компетентен в сфере безопасности. Он должен обладать актуальными знаниями, ориентироваться в своём времени, пройти «школу выживания». То есть, вариант «отставного подполковника» уже не подходит. Угрозы постоянно меняются. В 90-е никто про кибербезопасность не знал, но сейчас это важнейшая часть безопасности.

Без актуального ОБЖ мы повышаем риски, мы получаем человека, который неспособен действовать не только в форс-мажорных ситуациях, но и в окне браузера.

Ещё одна проблема ОБЖ состоят в неизменности программы. ОБЖ - это искусство жить, адаптироваться к сложным (и не очень) сферам жизни. Адаптация не заканчивается поиском клеща на своем теле. Мы должны изучать безопасность и шире, и глубже.

Возможно, из-за этого у детей к ОБЖ крайне инфантильное отношение. Эти уроки всегда воспринимались как довесок к остальной учебной программе. Укоренилось представление, что ОБЖ - это разгрузка после тяжёлых предметов типа русского языка. И я их понимаю. Вспомните своих ОБЖ-шников. Как правило, это люди, которые не интересуются своей профессией. Актуальные темы не читаются, не организуется внеурочная деятельность. Человек отчитал сомнительный курс Хренникова-Смирнова и ушел домой. Или, наоборот, «за жизнь» рассказывает. Два полюса: или скучно, или смешно.

Актуальные ОБЖ должны изменить эту ситуацию. И с моими учениками у нас многое получается. В качестве игрового момента мы составляем «актуальный учебник ОБЖ», куда входят более распространенные на сегодняшний день вопросы безопасности. Имеющимися учебниками я очень недоволен. С этого года я буду вести кружок по основам выживания «Юный спасатель», для которого составил учебную программу. Это очередной шаг в нужном направлении, актуализация предмета.

Что такое быть учителем?

В школе невозможно просто преподавать материал: ты обязан вникать в проблемы учеников и по-свойски этих учеников любить. Главная ценность учителя - способность воспитывать, а не просто читать по бумажке. Способность к воспитанию - это умение идти за идеей просвещения, влиять на умы, заинтересовывать и направлять учеников, выстраивать с ними диалог.

Да, это призвание. У тебя должны быть амбиции, ты должен иметь соответствующее мышление, ты должен быть ещё и воспитателем.

Я воспринимаю своих детей как своё будущее. Поэтому для меня в профессии учителя присутствует очевидный эгоизм. Я воспитываю ребёнка, чтобы он приносил пользу обществу, а не только чтобы он получил знания и сдал свой предмет на «5».

Естественно, я не избежал ошибок. Одна из таких ошибок - сближение с учениками. Доходило до того, что у меня просили закурить. Эту ошибку я ещё не исправил, панибратство не искоренено. И я не свободен от стереотипов. Если ребенок не читает литературу, то у меня уже возникают серьёзные вопросы. Я подрабатывал и в сельской школе. Это отдельная история, но там я убедился в старом тезисе: среда формирует сознание.

Понятно, что с учениками у нас сложились хорошие отношения главным образом из-за моего возраста. Мы очень быстро поняли друг друга. Чуть дольше приходило понимание того, что я пришел их всерьёз учить, а не рассказывать весёлые истории. Армия мне помогла. Я отстаивал свой авторитет. С одной стороны - диалог двух очень хорошо понимающих друг друга сторон, с другой - жёсткая (и это не фигура речи) дисциплина. Дети прощупывали мою лояльность.

У меня не было учебников, поэтому я преподносил материал в свободной форме, уходил от тем учебной программы. Двойки ставил только за отсутствие дисциплины. Двойки за знания не ставил, потому что это - моя вина. А вот в вопросах дисциплины человек уже отвечает за себя.

Мой подход - это сократовские диалоги. Ученик сам должен доходить до ответа, я задаю ему наводящие вопросы.

Ученики легко общались со мной, готовили и усваивали материал, посещаемость была очень высокой (особенно по сравнению с прошлой четвертью), несмотря на то, что мои уроки проходили в субботу. Я ввёл практику эссе. Если человек не может или не хочет посещать мои уроки, особенно в 11 классе (колледж, курсы), я задавал эссе на различные темы по ОБЖ. Справлялись ученики, как правило, очень плохо. Отсутствие своей мысли, посыла - они размышляют на уровне «я люблю армию, значит, я патриот России». Уровень грамотности был низкий, некоторые дети считали, что Третья мировая война уже была. Из этого я в очередной раз вывел, что преподаватели русского, литературы и истории не справляются со своими обязанностями.

Настоящее образование я получил, работая в школе и отбывая службу в армии, а ещё - когда сам учился в школе. Заочное образование мне совершенно не помогает, да и плоды очного образования тоже сомнительны. Я знаю некоторых своих юных коллег, которые не отличат теорию Адама Смита от теории Маркса. Кто они по специальности? Экономисты.

Итоги года

90 процентов учеников заинтересовались моим предметом. Они начали проявлять инициативу, брать доклады. Очень многие ученики хотели попасть на курсы, которые я вёл, много ребят и сейчас хотят участвовать в спартакиаде допризывников.

Перспективы у меня хорошие, часов на второй год гораздо больше, денег прибавилось, появилась внеурочная занятость. С классом, который только что выпустился, я продолжаю общаться, интересуюсь их поступлением. Дети даже слишком тепло прощались со мной, поздравляли.

Именно «старая школа преподавателей» дала мне понять, как учить не нужно. У меня появилось желание исправить всё то, что они делают (или не делают) с детьми. Самое главное в обучении - это интерес. На примере коллег я понял, что без интереса хороших результатов мало кто добивается. Некоторые таланты просто будут закопаны в землю. Позволительно ли так тратить эти таланты? Мне кажется, ответ очевиден.

Добавлен на сайт:

Должностная инструкция преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности [наименование образовательной организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями , Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", Постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 1 октября 2002 г. N 724 "О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам" и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности (далее - преподаватель-организатор ОБЖ) относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность преподавателя-организатора ОБЖ принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и профессиональную подготовку по направлению подготовки "Образование и педагогика" или гражданской обороне (далее - ГО) без предъявления требований к стажу работы либо среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или ГО и стаж работы по специальности не менее 3 лет, либо среднее профессиональное (военное) образование и дополнительное профессиональное образование в области образования и педагогики и стаж работы по специальности не менее 3 лет.

1.3. На должность преподавателя-организатора ОБЖ в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

Не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

Не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

Не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

Не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

Не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Преподаватель-организатор ОБЖ должен знать:

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

Законодательство в области ГО и обеспечения функционирования образовательной организации при чрезвычайных ситуациях;

Конвенцию о правах ребенка;

Основы педагогики, психологии;

Теорию и методику основ безопасности жизнедеятельности;

Правила охраны жизни и здоровья обучающихся;

Методику работы на спортивных снарядах и приспособлениях;

Организационные структуры систем предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях;

Основные принципы и методы защиты населения при стихийных и экологических бедствиях, крупных производственных авариях, катастрофах, а также защиты от современных средств поражения;

Порядок оповещения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций;

Правила и методы проведения мероприятий при чрезвычайных ситуациях;

Методы оказания первой медицинской помощи;

Теорию и методы управления образовательными системами;

Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), педагогическими работниками;

Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

Основы экологии, экономики, социологии;

Трудовое законодательство;

Основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

Правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

Правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.5. Преподавателю-организатору ОБЖ запрещается:

Оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов преподавателя-организатора ОБЖ;

Использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

1.6. Преподаватель-организатор ОБЖ назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

2. Должностные обязанности

Преподаватель-организатор ОБЖ:

2.1. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся, воспитанников с учетом специфики курсов основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки в объеме не более 9 часов в неделю (360 часов в год).

2.2. Организует, планирует и проводит учебные, в т. ч. факультативные и внеурочные занятия, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения.

2.3. Организует разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающихся, воспитанников, развитие мотивации их познавательных интересов, способностей.

2.4. Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой.

2.5. Обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности. 2.6. Способствует формированию общей культуры личности.

2.7. Оценивает эффективность обучения, учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, осуществляет контроль и аттестацию обучающихся, воспитанников, используя современные информационные, компьютерные технологии в своей деятельности.

2.8. Участвует в планировании и проведении мероприятий по охране труда работников образовательной организации, а также жизни и здоровья обучающихся, воспитанников.

2.9. Взаимодействует с заинтересованными организациями.

2.10. Совместно с медицинскими организациями организует проведение медицинского обследования юношей допризывного и призывного возраста для приписки их к военкоматам.

2.11. Оказывает помощь военкоматам в отборе юношей для поступления в военные учебные заведения.

2.12. Ведет учет военнообязанных в образовательной организации и представляет соответствующие отчеты в военкоматы.

2.13. Разрабатывает план гражданской обороны (ГО) образовательной организации.

2.14. Организует занятия по ГО с работниками образовательной организации.

2.15. Готовит и проводит командно-штабные, тактико-специальные учения и другие мероприятия по ГО.

2.16. Участвует в обеспечении функционирования образовательной организации при возникновении различных чрезвычайных ситуаций.

2.17. Обеспечивает содержание защитных сооружений, индивидуальных средств защиты и формирований ГО в надлежащей готовности.

2.18. Проводит практические занятия и тренировки обучающихся, воспитанников и работников образовательной организации по действиям в экстремальных ситуациях.

2.19. Обеспечивает создание и совершенствование учебно-материальной базы, соблюдение обучающимися, воспитанниками правил безопасности при проведении занятий по курсам основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки, отвечает за сохранность имущества ГО.

2.20. Составляет отчетность по установленной форме, в том числе и с использованием электронных форм ведения документации.

2.21. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса.

2.22. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательной организации, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

2.23. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса.

2.24. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).

2.25. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.26. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.

2.27. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

2.28. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

2.29. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

2.30. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

2.31. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

2.32. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

2.33. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

2.34. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

2.35. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

2.36. Соблюдает устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2.37. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Преподаватель-организатор ОБЖ имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

На сокращенную продолжительность рабочего времени;

На дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

На ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

На длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

На досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

На предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

На предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

На предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Выбирать формы и методы учебно-воспитательной деятельности учащихся, утвержденные руководством образовательной организации.

3.3. Принимать участие в разработке учебно-воспитательной программы образовательной организации.

3.4. Принимать участие в принятии решений педагогического совета и любых других коллегиальных органов управления.

3.5. В необходимых случаях вызывать родителей учащихся (лиц, их заменяющих).

3.6. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.7. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.8. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.9. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.10. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Преподаватель-организатор ОБЖ несет ответственность:

4.1. За нарушение устава образовательной организации.

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

4.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.4. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.5. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должность]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Учитель ОБЖ и педагог-организатор ОБЖ две разные должности . Если вы совмещаете выполнение преподавательской и педагогической работы, то, безусловно, объем и содержание Вашей работы отличается от выполнения только учебной нагрузки. Первое, что надо выяснить в этой ситуации, какой у Вас трудовой договор является договором об основной работе, выполнение, какого вида деятельности рассматривается Вами и Вашим работодателем как совмещение или как совместительство. Учитель по содержанию своей деятельности обязан выполнять учебную нагрузку в соответствии со своим трудовым договором. Для учета периодов работы в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости необходимо выполнять установленную законодательством норму рабочего времени. У учителя 5-11 классов она составляет 18 часов учебной нагрузки в неделю. Если основной работой является выполнение функций педагога-организатора, то здесь норма рабочего времени составляет 36 часов в неделю (Постановление Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений»). О должностных обязанностях педагогических работников смотрите страницы нашей Коллекции. В отношении должности педагога – организатора отметим, что такой специалист выполняет следующие обязанности:

Содействует развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры воспитанников. Изучает возрастные и психологические особенности, интересы и потребности воспитанников в учреждениях и по месту жительства, создает условия для их реализации в различных видах творческой деятельности. Организует работу детских клубов, кружков, секций и других любительских объединений, разнообразную индивидуальную и совместную деятельность воспитанников и взрослых. Руководит работой по одному из направлений деятельности учреждения: техническому, художественному, спортивному, туристско-краеведческому и др. Способствует реализации прав ребенка на создание детских ассоциаций, объединений. Организует вечера, праздники, походы, экскурсии, поддерживает социально значимые инициативы воспитанников в сфере их свободного времени, досуга и развлечений. Привлекает к работе с воспитанниками работников учреждений культуры и спорта, родителей, общественность. Оказывает поддержку детским кооперативам, иным формам организации труда воспитанников

С 2005 года в нашей школе началось планомерное сокращение количества часов по предмету ОБЖ. В начале был введен интегрированный курс обучения совместно с предметами физическая культура и курсом ПДД (5-7 класс). Затем убраны часы с 9 класса, аргумент – переход школы на новый план работы. В этом учебном году, помимо выше перечисленного, двух часовая программа в 10 классе сокращена на 1 час. Таким образом, количество часов по предмету ОБЖ действиями администрации доведено до минимально возможного уровня (9 часов в неделю). В планах администрации на новый учебный год дальнейшее сокращение часов в связи с переходом на следующий этап плана работы школы и сокращение ставки преподавателя-организатора ОБЖ в связи с уменьшением количества классов комплектов, о чем меня поставили в известность в письменной форме. Наша школа получила президентский грант в 1 000 000 рублей, где одним из приоритетных направлений Программы развития школы, является безопасность. В связи с этим у меня два вопроса: 1. Каким образом будет обеспечена безопасность учащихся и персонала школы в связи с сокращением ставки преподавателя-организатора ОБЖ? 2. Возможно ли сохранение ставки преподавателя-организатора ОБЖ при условиях работы 36 часов в неделю (9 часов преподавательской работы, где 8 часов ОБЖ и 1 час физической культуры или другого предмета) или необходима только 9 часовая нагрузка по предмету ОБЖ?

Мы разделяем Ваше беспокойство по поводу сокращения учебной нагрузки преподавателей ОБЖ. Однако все эти вопросы находятся в компетенции школы. Увеличение количества часов на тот или иной предмет происходит за счет введения конкретной образовательной программы.

Количество часов по дисциплине ОБЖ указанное в Примерной программе курса составляет 176 учебных часов (из них 40 часов - на учебные сборы) и реализуется в 10 - 11 классах общеобразовательных учреждений. Письмо Минобразования РФ от 14.05.1999 N 714/11-12 «О преподавании «Основ безопасности жизнедеятельности» в 10 - 11 классах». Однако заметим, что это всего лишь рекомендация, а не императивное предписание.

Документ предполагал, что в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации (Приказ Минобразования России от 09.02.98 N 322) на учебную дисциплину «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) включенную в образовательную область «Физическая культура» и на ее изучение в 10 - 11 классах обязательно будет отводится по одному часу в неделю за счет времени инвариантной части плана.

Дополнительное время, необходимое на изучение вопросов, предусмотренных данной программой, рекомендовалось выделять за счет вариативной части Базисного учебного плана.

Отметим, что непосредственное описание особенностей выполнения учебной нагрузки по ОБЖ установлено в Приказе Минобразования РФ N 66, ГКЧС РФ N 85 от 16.03.1993 «Об организации подготовки учащихся по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях».

Преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности указанный документ устанавливает:

1. Должностные оклады выплачиваются за 36 часов работы в неделю с учетом ведения преподавательской работы непосредственно по курсу ОБЖ в объеме 9 часов в неделю (360 часов в год).

2. За преподавательскую работу по курсу ОБЖ сверх 9 часов в неделю (360 часов в год), а также за преподавательскую работу по другим предметам производится дополнительная оплата в порядке и на условиях, установленных для учителей и преподавателей.

3. Отпуск предоставляется продолжительностью 48 рабочих дней.

4. В стаж работы по специальности (в т.ч. при оплате за часы преподавательской работы по курсу ОБЖ сверх установленной нормы и оплате учителей, преподавателей, привлекаемых для преподавания курса ОБЖ) включается, кроме работы в этой должности, время работы (службы), соответствующей профилю преподаваемого предмета.

Работаю в средней школе преподавателем-организатором основы безопасности жизнедеятельности. Полную ставку заработной платы мне выплачивали, когда я имела 9 часов преподавательской работы непосредственно по курсу ОБЖ. В этом учебном году у меня будет 7 часов преподавательской работы непосредственно по курсу ОБЖ, и бухгалтерия сказала, что будут платить только полставки. Но ведь я провожу занятия по гражданской обороне еще с педагогическим и обслуживающим персоналом, а также выполняю другую работу. В связи с этим прошу сообщить, сколько мне должны платить – полный должностной оклад или половину должностного оклада?
В соответствии с приказом Минобразования России и Госкомитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16 марта 1993 года № 66/85 “Об организации подготовки учащихся по курсу “Основы безопасности жизнедеятельности” в образовательных учреждениях” преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности полные должностные оклады выплачиваются за 36 часов работы в неделю с учетом ведения преподавательской работы непосредственно по курсу ОБЖ в объеме 9 часов в неделю (360 часов год).
При объеме преподавательской работы по курсу ОБЖ менее 5 часов в неделю (180 часов в год) оплата производится в размере 0,5 должностного оклада с продолжительностью рабочей недели 18 часов.
За преподавательскую работу по курсу ОБЖ сверх 9 часов в неделю (360 часов в год), а также за преподавательскую работу по другим предметам производится дополнительная оплата в порядке и на условиях, установленных для учителей.

Здравствуйте. Имея высшее педагогическое образование работаю 12 лет на должности преподаватель-организатор ОБЖ. В этом году меня поставили в известность, что не пройдя службу в армии я не могу более занимать эту должность, т.к. теперь это якобы обязательное требование к квалификации. Так ли это? Какой документ, в настоящее время, определяет квалификационные требования к моей должности? Спасибо за ответ.

Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности должен иметь высшее профессиональное образование и профессиональная подготовка по направлению подготовки "Образование и педагогика" или ГО без предъявления требований к стажу работы либо среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или ГО и стаж работы по специальности не менее 3 лет, либо среднее профессиональное (военное) образование и дополнительное профессиональное образование в области образования и педагогики и стаж работы по специальности не менее 3 лет.
Обязательного требования прохождения военной службы для такой должности не установлено.
Единственное условие, где учитывается служба в ВС РФ для данной должности, связано с начислением оплаты труда. так в Письмо Минобрнауки РФ N АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 96 от 26.10.2004 "О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году". В Приложении 2 указанного письма утверждается, что в стаж педагогической работы отдельных категорий педагогических работников засчитывается также время работы в организациях и время службы в Вооруженных силах СССР и Российской Федерации по специальности (профессии), соответствующей профилю работы в образовательном учреждении или профилю преподаваемого предмета (курса, дисциплины, кружка) преподавателям-организаторам (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки).
Обязательное требование прохождение военной службы может быть установлено для лиц, поступающих на государственную или муниципальную службу. Однако пока это проект.
Напомним, что в письме Минобразования РФ от 23.02.2000 N 336/11-13 "Об изучении основ военной службы в общеобразовательных учреждениях" указано, что Преподавание курса ОБЖ, включающего раздел «Основы военной службы», ведет учитель основ безопасности жизнедеятельности (преподаватель - организатор ОБЖ) или другой учитель - предметник, имеющий соответствующую подготовку, тарифно - квалификационные требования к которой определены совместным приказом Министерства образования Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31.08.95 N 463/1268 (документ утратил силу в 2000 году). Должность преподавателя - организатора основ безопасности жизнедеятельности введена вместо должности военного руководителя общеобразовательного учреждения (п.5 Постановления Совмина РСФСР "О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР от 14.05.1991 N 253).
В Письме Минобразования РФ от 14.07.1998 N 1133/14-12 «Об изучении основ военной службы в общеобразовательных учреждениях России» (вместе с письмом Минобразования РФ от 22.05.1998 N 811.14-12)» было указано, что преподавание вопросов безопасности жизнедеятельности в начальной школе целесообразно поручить учителю начальных классов, в основной школе - учителю - предметнику или преподавателю - организатору ОБЖ, в средней (полной) - преподавателю - организатору ОБЖ, должностные обязанности которого утверждены постановлением Минтруда России от 17 августа 1995 г. N 46 (документ утратил силу с 2008 года).

Общие положения

1.1.Преподаватель-организатор ОБЖ назначается и освобождается от должности директором Школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности преподавателя-организатора ОБЖ его обязанности могут быть возложены на любого педагога или старшего вожатого. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора Школы, изданного с соблюдением требований законодательством о труде.
1.2.Преподаватель-организатор ОБЖ должен иметь высшее профессиональное образование и стаж работы не менее 3-х лет на педагогических, научных или руководящих должностях.
1.3.Преподаватель-организатор ОБЖ подчиняется непосредственно директору Школы.
1.4.Преподавателю-организатору ОБЖ непосредственно подчиняются:
- во время занятий по ГО, командно-штабных, тактико-специальных учений и других мероприятий по ГО все сотрудники Школы.
1.5.В своей деятельности преподаватель-организатор ОБЖ руководствуется Конституцией Российской Федерации , Законом Российской Федерации «Об образовании», типовым положением «Об образовательном учреждении», указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, решениями правительства Москвы и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; обороны, ГО и обеспечения функционирования учреждения при чрезвычайных ситуациях; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда , техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами Школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом). Преподаватель-организатор ОБЖ соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

Основными направлениями деятельности преподавателя-организатора ОБЖ являются:
2.1.Организация подготовки функционирования Школы в случае чрезвычайных ситуаций.
2.2.Руководство деятельностью сотрудников и учащихся Школы в случае чрезвычайных ситуаций.
2.3.Установление контактов с внешними организациями, способными оказать содействие Школе при подготовке к функционированию в чрезвычайных ситуациях и во время этих ситуаций.

Должностные обязанности

Преподаватель-организатор ОБЖ выполняет следующие должностные обязанности:
3.1.Анализирует:
-проблемы жизнедеятельности Школы в случае чрезвычайных ситуаций с учетом местных условий, актуальные и перспективные потребности Школы в средствах индивидуальной защиты и защитных сооружениях.
3.2.Прогнозирует:
-последствия запланированных мероприятий по вопросам деятельности Школы в условиях чрезвычайных ситуаций:
-тенденции изменения ситуации в обществе и в промышленности для корректировки стратегии деятельности Школы в условиях чрезвычайных ситуаций.
3.3.Планирует и организует:
-учебные, факультативные и внеурочные занятия по основам безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки;
-занятия по ГО с работниками Школы;
-медицинское обследование юношей допризывного и призывного возраста для приписки и к военкоматам совместно с учреждениями здравоохранения;
-сбор и накопление информации об объектах, могущих представлять опасность для Школы в случае чрезвычайных ситуаций;
-систему внешних связей Школы, необходимых для успешного осуществления деятельности Школы в случае чрезвычайных ситуаций.
3.4.Координирует:
-совместную деятельность сотрудников Школы и привлекаемых представителей сторонних организаций во время чрезвычайных ситуаций и во время проведения командно-штабных, тактико-специальных учений и других мероприятий по ГО.
3.5.Руководит:
-деятельностью учащихся и сотрудников школы во время чрезвычайных ситуаций.
3.6.Контролирует:

-резусное обеспечение строительства защитных сооружений в загородной зоне;
-выполнение принятых решений по вопросам строительства защитных сооружений.
3.7.Корректирует:
-план ГО Школы с учетом развития инфраструктуры вблизи школы.
3.8.Разрабатывает:
-план ГО Школы;
-структуру формирований ГО Школы и план их деятельности в случае чрезвычайных ситуаций.
3.9.Консультирует:
-участников образовательного процесса по вопросам действий в условиях чрезвычайных ситуаций.
3.10.Принимает участие в:
-планирование и проведение мероприятий по охране труда, жизни и здоровья обучающихся и сотрудников Школы;
3.11.Осуществляет:
-проведение практических занятий и тренировок по действию обучающихся и сотрудников Школы в условиях чрезвычайных ситуаций;
-ведение учета военнообязанных в Школе и представление соответствующей отчетности в военкоматы;
-взаимодействие с заинтересованными учреждениями и организациями.
3.12.Обеспечивает:
-содержание защитных сооружений, индивидуальных средств защиты и формирований ГО в надлежащей готовности;
-создание и совершенствование учебно-материальной базы, соблюдение обучающимися правил безопасности жизнедеятельности при проведение занятий по курсам основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки;
-сохранность имущества ГО.

Преподаватель-организатор ОБЖ имеет право в пределах своей компетенции:
4.1.Принимать участие:
-в разработке стратегии развития Школы, в создании соответствующих стратегических документов;
-в разработке любых управленческих решений, касающихся вопросов деятельности Школы в чрезвычайных ситуациях;
-в разработке положений о формированиях ГО, их компетенции, обязанностях, полномочиях, ответственности;
-в ведение переговоров с партнерами Школы по вопросам ее деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций.
4.2.Устанавливать от имени Школы деловые контакты с лицами и организациями, могущими способствовать подготовке и деятельности Школы в условиях чрезвычайных ситуаций.
4.3.Проводить приемку работ, связанных с подготовкой Школы к функционированию в условиях чрезвычайных ситуаций, выполненных по заказу Школы различными исполнителями (как из числа школьных работников, так и из сторонних организаций).
4.4.Давать обязательные распоряжения сотрудникам Школы во время проведения замятий по ГО и в чрезвычайных ситуациях.
4.5.Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях .
4.6.Повышать свою квалификацию.

Ответственность

5.1.За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка Школы, законных распоряжений директора Школы и иных локальных нормативных актов , должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, преподаватель-организатор ОБЖ несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.2.За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, преподаватель-организатор ОБЖ может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.3.За нарушение правил пожарной безопасности , охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации занятий по основам безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовке преподаватель-организатор ОБЖ привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
5.4.За виновное причинение Школе и (или) участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей преподаватель-организатор ОБЖ несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

Преподаватель-организатор ОБЖ:
6.1.Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором Школы.
6.2.Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается директором Школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода.
6.3.Представляет директору письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждой учебной четверти.
6.4.Получает от директора Школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.5.Визирует приказы директора Школы по вопросам организации деятельности Школы в условиях чрезвычайных ситуаций и проведению мероприятий ГО.
6.6.Систематически обменивается информацией по вопросам, входящих в свою компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями директора Школы.
6.7.Информирует администрацию школы о возникших трудностях при подготовке Школы к функционированию в условиях чрезвычайных ситуаций.
6.8.Исполняет обязанности директора Школы и его заместителей в период их временного отсутствия (отпуск, болезнь и т. д.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде и Уставом Школы на основании приказа директора.
6.9.Передает директору информацию, полученную на совещаниях и семинарах, непосредственно после ее получения.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ

с. Старая Каменка

Должностная инструкция заведующего столовой МОУ СОШ с. Старая Каменка

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Заведующий столовой относится к категории руководителей.

3. Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет или среднее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.
4. Заведующий столовой должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих органов, касающиеся организации общественного питания; организацию производства и управления столовой, задачи и функции ее подразделений; передовой отечественный и зарубежный опыт организации общественного питания и обслуживания посетителей; режим работы столовой; экономику общественного питания; организацию оплаты и стимулирования труда; законодательство о труде; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.
II. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Заведующий столовой:
Осуществляет руководство производственно-хозяйственной и торгово-обслуживающей деятельностью столовой, обеспечивая эффективное взаимодействие производственных подразделений - цехов и участков, направляет их деятельность на обеспечение высокого качества приготовления пищи и высокой культуры обслуживания посетителей. Организует своевременное обеспечение столовой продовольственными товарами, необходимыми для ведения производственного и торгово-обслуживающего процесса. Обеспечивает высокий уровень эффективности производства, внедрение новой техники и технологии, прогрессивных форм обслуживания и организации труда. С учетом рыночных методов хозяйствования изучает спрос потребителей на продукцию общественного питания. Организует расстановку работников с учетом их специальности и квалификации, опыта работы, личностных качеств, а также рационального разделения труда в торгово-обслуживающей деятельности столовой. Организует ведение учета и своевременное представление отчетности о производственно-хозяйственной деятельности столовой, обеспечивает правильное применение действующих форм и систем оплаты и стимулирования труда. Осуществляет контроль за качеством приготовления пищи, соблюдением правил торговли, ценообразования и требований по охране труда, состоянием трудовой и производственной дисциплины, санитарно-техническим состоянием производственных и торгово-обслуживающих помещений.
III. ПРАВА
Заведующий столовой вправе:
1. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающихся работы столовой.
2. Вносить на рассмотрение руководства организации предложения по улучшению деятельности столовой.



6. Требовать от руководства школы содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Заведующий столовой несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации .

3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

ОЗНАКОМЛЕН_______________«__»_____________2006

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ

с. Старая Каменка

Должностная инструкция заведующего хозяйством МОУ СОШ с. Старая Каменка

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Заведующий хозяйством относится к категории руководителей.
2. Назначение на должность и освобождение от нее производится приказом директора школы.
3. Требования к квалификации - среднее профессиональное образование и стаж работы по хозяйственному обслуживании организации или ее подразделений не менее 1 года или начальное профессиональное образование и стаж работы по хозяйственному обслуживанию организации или ее подразделений не менее 3 лет.
4. Заведующий хозяйством должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие
руководящие и нормативные документы вышестоящих и других органов, касающиеся хозяйственного обслуживания организации или ее подразделений; средства механизации труда обслуживающего персонала; правила эксплуатации помещений; основы организации
труда; законодательство о труде и охране труда Российской Федерации; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
I. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Заведующий хозяйством:
Осуществляет руководство работой по хозяйственному обслуживанию организации или ее подразделений.
Обеспечивает сохранность хозяйственного инвентаря, его восстановление и пополнение, а также соблюдение чистоты в помещениях и на прилегающей территории. Следит за состоянием помещений и принимает меры по своевременному их ремонту.
Обеспечивает работников канцелярскими принадлежностями и предметами хозяйственного обихода. Руководит работой обслуживающего персонала.
III. ПРАВА
Заведующий хозяйством вправе:
1. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающихся складского хозяйства и работы его службы.
2. Вносить на рассмотрение руководства организации предложения по улучшению деятельности его службы.
3. Осуществляет взаимодействие с сотрудниками организации.
4. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
5. Вносить предложения о поощрении отличившихся работников, наложении взысканий на нарушителей трудовой дисциплины.
6. Требовать от руководства организации содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Заведующий хозяйством несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За соблюдением норм и правил выдачи специальной одежды, инструмента и инвентаря.
4. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ

с. Старая Каменка

Должностная инструкция мастера производственного обучения

1. Общие положения

1.1. Мастер производственного обучения относится к категории
специалистов.
1.2. На должность мастера производственного обучения назначается
лицо, имеющее в зависимости от разряда оплаты:
- среднее профессиональное образование без предъявления требований к
стажу работы;
- высшее профессиональное образование без предъявления требований к
стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж
педагогической работы от 2 до 5 лет;
- высшее профессиональное образование и стаж педагогичской работы от
2 до 5 лет или среднее профессиональное образование и стаж педагогической
работы свыше 5 лет;

от 5 до 10 лет;
- высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы
от 5 до 10 лет.
1.3. Мастер производственного обучения назначается на должность и
освобождается от нее руководителем учреждения.
1.4. Мастер производственного обучения должен знать:
- Конституцию Российской Федерации;
- законы, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам профессионального образования;
- Конвенцию о правах ребенка;
- основы трудового законодательства Российской Федерации;
- учебные программы по производственному обучению;
- технологию производства, производственное оборудование и правила
его технической эксплуатации;
- основы педагогики, психологии, методики профессионального обучения
и воспитания обучающихся;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности
и противопожарной защиты;
1.5. Во время отсутствия мастера производственного обучения (отпуск,
болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в
установленном порядке.

2. Должностные обязанности

Мастер производственного обучения:
2.1. Проводит практические занятия и учебно-производственные работы
по профессиональному (производственному) обучению, участвует в проведении
работы по профессиональной ориентации обучающихся.
2.2. Подготавливает оборудование и соответствующую оснастку к
занятиям, совершенствует материальную базу.
2.3. Заведует гаражом, мастерской, кабинетом и принимает меры к их
своевременному обеспечению оборудованием, инструментом, материалами,
запасными частями и средствами обучения.
2.4. Обеспечивает соблюдение безопасности труда, овладение
обучающимися передовыми методами труда, современной техникой и
технологией производства.
2.5. Организует выполнение практических работ , а также по
изготовлению качественной продукции и оказанию услуг населению.
2.6. Принимает участие в заключении договоров с предприятиями,
учреждениями, организациями и хозяйствами о проведении учебной
(производственной) практики и осуществляет контроль за их выполнением.
2.7. Готовит обучающихся к выполнению квалифицированных работ и
сдаче квалификационных экзаменов.
2.8. Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий, конференций,
семинаров.
2.9. Способствует общеобразовательному, профессиональному,
культурному развитию обучающихся, привлекает их к техническому творчеству.
2.10. Всей своей деятельностью способствует установлению гуманных,
нравственно здоровых отношений в среде обучающихся.

Мастер производственного обучения имеет право:
3.1. Представлять на рассмотрение руководства учреждения предложения
по вопросам своей деятельности.
3.2. Получать от руководителей и специалистов учреждения информацию,
необходимую для осуществления своей деятельности.
3.3. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в
исполнении своих должностных обязанностей.
3.4. Знакомиться с проектами решений руководителя учреждения,
касающимися его деятельности.

4. Ответственность

Мастер производственного обучения несет ответственность:
4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных
обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в
пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей
деятельности - в пределах, определенных административным, уголовным и
гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных
действующим законодательством Российской Федерации.

ОЗНАКОМЛЕН_______________«__»_____________2006

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ

с. Старая Каменка

Должностная инструкция старшего вожатого

Общие положения

1.1.Старшая вожатая назначается и освобождается от занимаемой должности директором Школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности старшего вожатого его обязанности могут быть возложены на любого педагога. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора Школы, изданного с соблюдением требований законодательством о труде.
1.2.Старший вожатый должен иметь высшее, незаконченное высшее, среднее специальное образование, а также склонности к занятиям с детьми.
1.3.Старший вожатый непосредственно подчиняется заместителю директора по воспитательной работе .
1.4.В своей деятельности старший вожатый руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», положениями, указами органов управления образования всех уровней.

Основными направлениями деятельности старшего вожатого являются:
2.1.Организует деятельность детских общественных организаций и объединений.
2.2.Управление коллективом детей на основе взаимодоверия и требовательности, уважения и ответственности, тесного творческого сотрудничества.

Должностные обязанности

Старший вожатый по своей должности выполняет следующие обязанности:
3.1.Организует досуг детей, подростков, учеников старшего возраста, создает необходимые условия для раскрытия способностей школьников.
3.2.Стимулирует активность, самодеятельность и инициативу школьников.
3.3.Принимает меры к обеспечению безопасности и охране жизни и здоровья вверенных ему детей.
3.4.Готовит и проводит массовые мероприятия.
3.5.Поддерживает тесные связи с педагогами Школы и другими общественными организациями.
3.6.Организует наглядное оформление школы по какой-то определенной тематике.
3.7.Совершенствует свои профессиональные знания, повышает квалификацию и кругозор, изучает передовой опыт работы с детьми и подростками.
3.8.Принимает меры к развитию и сохранение материальной базы детских организаций и объединений.
3.9.Ведет ежедневный почасовой план, рабочий дневник вожатого, иную установленную школой документацию.
3.10.Соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.
3.11.Осуществляет выпуск общешкольной газеты.

Старший вожатый в пределах своей компетенции имеет права:
4.1.Самостоятельно выбирать формы и методы работы с детьми и подростками и планировать её исходя из педагогической целесообразности.
4.2.Участвовать в решение важнейших вопросов деятельности школы, в работе Педагогического совета школы.
4.3.Вносить предложения по вопросам деятельности школы администрации, которые подлежат обязательному рассмотрению.
4.4.Пользоваться в свободное от занятий время помещениям школы (за исключением кабинетов), спортивным и актовым залами, в том числе в выходные и праздничные дни.

Ответственность

5.1.Старший вожатый несет дисциплинарную ответственность за не исполнение без уважительных причин служебных обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей Инструкции, а также за нарушение Правил внутреннего трудового распорядка школы.
5.2.Дисциплинарное взыскание в указанных случаях налагается приказом директора школы после не соблюдением сроков, установленных законодательством о труде. Дисциплинарное взыскание в виде увольнения с работы применяется не иначе как с учетом мнения профсоюзного органа школы.
5.3.В случае совершения старшим вожатым аморального проступка, несовместимого с выполнением воспитательных функций, трудовой договор с ним расторгается в соответствии с КЗоТ РФ.

Взаимоотношения. Связи по должности

Старший вожатый:
6.1.Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному из 36 часовой рабочей недели и утвержденному директором школы.
6.2.Планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается директором Школы.
6.3.В конце учебного года предоставляет письменный отчет о проделанной работе заместителю директора школы по воспитательной работе.
6.4.Получает от директора школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера.
6.5.Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию с педагогическим работниками и заместителями директора.
6.6.Передает заместителю директору по воспитательной работе информацию, полученную на совещаниях, семинарах, методических учебах, непосредственно после её получения.

ОЗНАКОМЛЕН_______________«__»_____________2006

УТВЕРЖДАЮ:

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности [Наименование организации в родительном падеже] (далее - Образовательное учреждение).

1.2. Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Образовательного учреждения.

1.3. Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности относится к категории специалистов и имеет в подчинении [наименование должностей подчиненных в дательном падеже].

1.4. Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Образовательного учреждения.

1.5. На должность преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и профессиональная подготовка по направлению подготовки «Образование и педагогика» или ГО без предъявления требований к стажу работы либо среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или ГО и стаж работы по специальности не менее 3 лет, либо среднее профессиональное (военное) образование и дополнительное профессиональное образование в области образования и педагогики и стаж работы по специальности не менее 3 лет.

1.6. Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности отвечает за:

  • эффективное исполнение поручаемой ему работы;
  • соблюдение требований исполнительской, трудовой и технологической дисциплины;
  • сохранность находящихся у него на хранении (ставших ему известными) документов (сведений), содержащих (составляющих) коммерческую тайну Образовательного учреждения.

1.7. Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности должен знать:

  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
  • законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
  • законодательство в области ГО и обеспечения функционирования образовательного учреждения при чрезвычайных ситуациях;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • основы педагогики, психологии;
  • теорию и методику основ безопасности жизнедеятельности; правила охраны жизни и здоровья обучающихся;
  • методику работы на спортивных снарядах и приспособлениях;
  • организационные структуры систем предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях;
  • основные принципы и методы защиты населения при стихийных и экологических бедствиях, крупных производственных авариях, катастрофах, а также защиты от современных средств поражения;
  • порядок оповещения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • правила и методы проведения мероприятий при чрезвычайных ситуациях;
  • методы оказания первой медицинской помощи;
  • теорию и методы управления образовательными системами;
  • современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
  • методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), педагогическими работниками;
  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • основы экологии, экономики, социологии;
  • трудовое законодательство;
  • основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
  • правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.8. Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности в своей деятельности руководствуется:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Образовательного учреждения;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.9. В период временного отсутствия преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности обязан осуществлять следующие трудовые функции:

2.1. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся, воспитанников с учетом специфики курсов основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки в объеме не более 9 часов в неделю (360 часов в год).

2.2. Организует, планирует и проводит учебные, в том числе факультативные и внеурочные, занятия, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения.

2.3. Организует разнообразные виды деятельности обучающихся, воспитанников, ориентируясь на личность обучающихся, воспитанников, развитие мотивации их познавательных интересов, способностей.

2.4. Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой.

2.5. Обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности.

2.6. Способствует формированию общей культуры личности.

2.7. Оценивает эффективность обучения, учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, осуществляет контроль и аттестацию обучающихся, воспитанников, используя современные информационные, компьютерные технологии в своей деятельности.

2.8. Участвует в планировании и проведении мероприятий по охране труда работников образовательного учреждения, а также жизни и здоровья обучающихся, воспитанников.

2.9. Взаимодействует с заинтересованными организациями.

2.10. Совместно с учреждениями здравоохранения организует проведение медицинского обследования юношей допризывного и призывного возраста для приписки их к военкоматам.

2.11. Оказывает помощь военкоматам в отборе юношей для поступления в военные учебные заведения.

2.12. Ведет учет военнообязанных в образовательном учреждении и представляет соответствующие отчеты в военкоматы.

2.13. Разрабатывает план гражданской обороны (ГО) образовательного учреждения.

2.14. Организует занятия по ГО с работниками образовательного учреждения.

2.14. Готовит и проводит командно-штабные, тактико-специальные учения и другие мероприятия по ГО.

2.15. Участвует в обеспечении функционирования образовательного учреждения при возникновении различных чрезвычайных ситуаций.

2.16. Обеспечивает содержание защитных сооружений, индивидуальных средств защиты и формирований ГО в надлежащей готовности.

2.17. Проводит практические занятия и тренировки обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения по действиям в экстремальных ситуациях.

2.18. Обеспечивает создание и совершенствование учебно-материальной базы, соблюдение обучающимися, воспитанниками правил безопасности при проведении занятий по курсам основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки, отвечает за сохранность имущества ГО.

2.19. Составляет отчетность по установленной форме, в том числе и с использованием электронных форм ведения документации.

2.20. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса.

2.21. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

2.22. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса.

2.23. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).

2.24. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

В случае служебной необходимости преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

3. Права

Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

  • на сокращенную продолжительность рабочего времени;
  • на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
  • на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
  • на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;
  • на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);
  • на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;
  • на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];
  • на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — с разрешения руководства).

3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам.

3.7. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, - и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем - регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия - периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Образовательном учреждении.

6. Право подписи

6.1. Преподавателю-организатору основ безопасности жизнедеятельности для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящей должностной инструкцией.

С инструкцией ознакомлен ______/____________/ «__» _______ 20__ г.