Ковры и ковровые изделия дагестана. Дагестанские умелицы: как производятся табасаранские ковры? Дагестанские ковры купить

Известно, что чай делают в Индии, в Германи - автомобили, а великолепные шерстяные ковры - в Табасаране. Я имею в виду настоящие, ручной работы ворсовые ковры, пёстрые узоры которых были придуманы много веков назад. Мы поехали в Дагестан, чтобы как можно больше узнать об этом крае — стране гор — и конечно же не могли не заехать в то место, которое на весь мир славится своим ковровым производством — Табасаранский район. Между прочим, табасаранцы являются единственным народом России, которые продолжают заниматься традиционным видом национального искусства — ковроткачеством.

Известный скепсис о "фотографии на фоне ковра" породил несправедливое отношение к нему как к ненужной, давно устаревшей вещи. К тому же наши квартиры, в которых каждый стремится выразить свою индивидуальность, всё менее становятся похожими на жилища наших предков — и часто наполняются бессмысленными вещами. Но жизнь летит очень быстро, и с годами начинаешь постигать ценность тех вещей, которые были придуманы много поколений назад. Мы с Янкой давно уже поняли, что ковёр в доме — вещь полезная, поэтому стали задумываться над тем, где бы его раздобыть. Поездка в Дагестан оказалась как нельзя кстати, став для нас своеобразным паломничеством за ковром.

Табасаран встретил нас великолепными пейзажами гор. Сочные краски зелёных долин, освещённых косыми лучами солнца, выглядели особенно торжественно на фоне надвигающихся свинцовых туч. Мы ехали в гости в один из многочисленных домов, где делают ковры, а в этом как раз заканчивали работу, начатую ещё полгода назад. Хозяева согласились нас подождать, чтобы мы смогли своими глазами увидеть завершение многомесячного труда нескольких мастериц. Мы конечно же спешили. По дороге Магомет — наш дербентский друг, который и организовал эту поездку — рассказывал историю Табасарана и в частности историю ковроделия.
Когда-то ковры были не такими нарядными, как сейчас, и служили вовсе не для украшения комнаты. Кочевые народы, населявшие страны Востока, стали делать их для своих жилищ в первую очередь как функциональную вещь, которая помогала бы хранить в доме тепло, без труда перевозилась из одного места стоянки в другое и при этом служила бы много лет. Со временем ковры стали покрывать узорами, которые делались всё более сложными и изящными, и по их убранству можно было судить о благосостоянии хозяина. Ковры стали предметом роскоши, не теряя при этом своих первоначальных качеств, и из бедных хижин перекочевали в дворцы восточных правителей и влиятельных богачей.
Сегодня ковры обязательно есть в каждом дагестанском доме: в семьях победнее лежат сумахи — безворсовые коврики, а в зажиточных домах полы устланы просто великолепными экземплярами — толстыми, с высоким ворсом и очень приятными на ощупь. Мы, заходя к кому-нибудь в гости, обычно не обращали на них особого внимания, пока не приехали в Табасаран и не узнали о том, сколько времени и труда стоит один такой шедевр.

Нас встретила Умганат Сулейманова — местная жительница, поэтесса и просто хороший человек. Ковры здесь делают почти в каждом доме — если не для продажи, то просто для себя. Умганат не исключение: говорит, когда плетёт ковёр — отдыхает душой.

Мы отправились в следующий дом, где пятеро мастериц заканчивали ткать большой ковёр. Работа над ним велась более шести месяцев!

Сняв по обычаю обувь перед крыльцом, мы по очереди протиснулись в маленькую комнатку, половину которой занимал станок. На нём был натянут очень красивый, почти готовый ковёр, а перед ним на низкой скамейке сидели женщины. Понять что-то в сложном переплетении разнообразных ниток и вспомогательных палочек просто невозможно. Назначение некоторых инструментов и вовсе не ясно. Женщины улыбаются, видя наше замешательство — они-то не глядя могут вязать свои сложные узелки, попутно рассказывая нам о своей работе и на примере показывая тонкости ремесла.

Чтобы сделать ковёр, для начала готовят основу: плотные хлопчатобумажные нити туго и тесно натягивают на раму параллельно друг другу. Затем к станку садятся несколько женщин — и начинается основная работа. Оперируя специальным крючком, они завязывают вокруг каждой нити особый узелок из цветной пряжи. Скорость, с которой движутся руки мастериц, фантастическая — так что невозможно уловить, как именно они завязывают узел. Когда закончен ряд, его пресуют специальным тяжёлым гребешком, а неровные концы обрезают большими ножницами. Таким образом образуется определённой глубины ворс. Чтобы не ошибиться с рисунком, женщины сверяются со схемой по шпаргалке, а самые опытные ковровщицы знают узор на память.

Особое внимание в ковровом деле уделяется пряже. Самым ценным считается ковёр, сделанный из крашеной натуральными красителями шерсти. Как получить тот или иной цвет известно с давних времён — ведь раньше не было искусственных красок. Самые разнообразные цвета можно получить из растений и минералов, а также из некоторых насекомых. Например, традиционный для дагестанских ковров красный цвет добывают из корня растения марена. Также многим знаком такой естественный краситель как хна, из которого получается красивый оранжевый цвет. В наши дни чаще используются синтетические красители. Это делает ковёр немного дешевле, так как не тратится огромный труд на сбор и обработку компонентов натуральных красителей, однако качество ковра от этого не уменьшается.

За рассказом женщины закончили свою работу. Одна из них разрезала нити-основы — и красивейший ковёр торжественно перенесли во двор для его первой фотографии. Теперь он должен отправиться к своему владельцу, которому прослужит не менее 300 лет — нетрудно представить, сколько будущих поколений увидит этот ковёр.

Когда мы приехали в гости к Мигдету Гаджиевичу, мы уже поняли, что уехать из Табасарана без ковра у нас не получится — это было как раз то единственное место, где нужно совершать подобные приобретения. Мигде, в прошлом директор местной школы, а сегодня — человек, который вместе со своей семьёй пытается сохранить в районе ковровое производство, также рассказал нам немало интересного.
С древних времён табасаранцы занимаются ковроделием, и ковры здесь ткали в каждом доме - и для себя, и для продажи. Мастерство передавалось от старших младшим: девочки с раннего детства смотрели, как работают мамы, и молодыми женщинами уже становились опытными мастерицами. В табасаранских семьях женщины были основными кормильцами семьи, так как зарабатывали много больше мужчин. В советские годы в Табасаране было налажено организованное производство ковров. Их стали ткать не по домам, а в одном большом ковровом цехе, куда приходили работать практически все женщины селений. В наши дни этот цех ещё работает, но уже далеко не в полную силу, а большая часть ковровщиц снова вернулась к работе дома.

Ковровый цех

Пока мы слушали Мигдета Гаджиевича, к нам вышла его мама Аминат — девяностолетняя женщина, которая считалась лучшей ковровщицей в селе.
— Дети до сих пор заставляют меня работать,— шутливо жалуется Аминат, показывая на своё вязание. Дети смеются, переводя нам со сложного табасаранского языка слова матери.
Наконец, на двор вынесли ковры, которые были сделаны женщинами этой семьи. Мы щуримся от ярких красок, усиленных солнцем, и, переглядываясь с Янкой, понимаем, что наш ковёр наконец-то нас нашёл и сейчас как раз лежит перед нашми. Через несколько минут в багажнике нашей машины уже лежал аккуратный свёрток, который мы собирались развернуть уже в Москве, в своей квартире.
Весь оставшийся вечер мы провели в гостях у Гаджимурата, главы Табасаранского района, где подняли не один тост за гостей и хозяев, за детей и родителей, за Дагестан и Россию в целом и ещё много-много за что, о чём сейчас уже трудно вспомнить. Сейчас, когда я дома пишу этот пост, я с удовольствием ещё раз говорю спасибо всем табасаранцам, которые проявили к нам столько искреннего гостеприимства, а также тем, кто помог нам приехать в Табасаран.

Спасибо за внимание.

Доброго времени дня, уважаемые читатели блога . Сегодня вас ждет очень интересная статья об известном на весь мир народном промысле Дагестана – ковроделии. Действительно, дагестанские ковры считаются эталоном изящества и качества, и очень часто я слышал восторженные отзывы людей, которые говорили, что даже персидские ковры не такие красивые и качественные, как дагестанские.

Идею написания этой статьи мне подсказал постоянный читатель блога Джамал Рамазанов. Если вы помните, в конце 2011 года я провел новогодний конкурс . Так вот, тогда статья Джамала «Табасаранские ковры – гордость народа» заняла почетное третье место. Думаю, пришло время мне сказать «свое слово» на эту тему.

Знаете, прежде, чем начать писать эту статью, я просмотрел в интернете много информации о дагестанских коврах, и заметил очень интересную деталь – все пишут (или переписывают) об истории, развитии и современном состоянии индустрии ковроделия, но нигде не раскрыт процесс создания красивейших табасаранских ковров и то, где может человек приобрести подобные ковры. Понимая то, что в одной статье все не уместить, я решил дать вам всю информацию в трех статьях:

  1. Почему дагестанские ковры ценятся выше персидских
  2. Механизм и процесс создания табасаранских ковров
  3. Как и где можно купить дагестанские ковры?

Вторую и третью статьи я напишу позже. Подпишитесь на обновления блога , чтобы не пропустить появление новых статей на блоге (). А сегодня вы получите базовую информацию о коврах, а также в конце статьи вас ждет приятный сюрприз. Сразу хочу уточнить вопрос о том, почему в одних случаях я говорю «дагестанские ковры» , а других – «табасаранские ковры» . На самом деле, это одно и то же. Ведь, ковроделие в Дагестане ассоциируется, в первую очередь, с деятельностью табасаранского народа. А вообще, сложилась очень интересное «разделение народного труда» в горной республике. В старину даже говорили так: «Даргинцы селения Кубачи известны обработкой металла и резьбой по камню, аварцы селения Унцукуль – мастера художественной насечки металлом по дереву, жители Табасарана – умелые ковродельцы». А теперь, давайте рассмотрим историю возникновения ковроделия .

Дагестанские ковры: история появления и предназначение

Первые упоминания о дагестанских коврах можно встретить в трудах «отца истории» — Геродота. В основу классического дагестанского ковроделия положены традиции восточных умельцев. Ведь, много веков европейцы снаряжали торговые экспедиции в Персию и Китай для того, чтоб привезти оттуда не только шелк, но и ковры. Любой уважающий себя аристократ или монарх имел целую россыпь красивейших ковровых изделий Востока. Кстати, самый древний ковер, который дошел до наших дней, был найден во время раскопок в 1949 году, а сегодня входит в золотую коллекцию Эрмитажа:

Глупо думать, что ковры изначально были придуманы как предмет роскоши. Вначале они имели очень узкий функциональный характер. Подумайте сами, на Востоке в древности проживали, в основном, кочевники. А что самое главное для кочевника? Первое – большая мобильность, второе – быстрое обустройство жилища, третье – защита от климатических факторов, то есть, чтоб было тепло и сухо. Именно ковры в полной мере отвечали всем требования, которые были необходимы для жизнедеятельности кочевников. Понятно, что те ковры очень сильно отличались от того, что мы сегодня видим. Но, это так было положено начало ковроделию.

Уже потом люди поняли, что ковер – это не только защита от ветра, но и способ выделиться среди своих сородичей. Так пришли к тому, что стали ткать красивые и изысканные ковровые изделия. Дальше это привело к тому, что количество, качество и красота ковров определяло уровень богатства человека. Каждый правитель Древнего Востока старался окружить себя дорогими и изысканными коврами, подчеркивая, таким образом, свое превосходство над остальными.

Кстати, знаете ли вы, как в древности в Дагестане проверяли качество изделия? Я где-то читал, что раньше проверка качества ковров проходила в три этапа: 1 – по только, что вытканному ковру пропускали табун лошадей; 2 – после этого несколько дней держали изделие под палящими лучами солнца; 3 – последний этап заключался в том, что ковры опускали в воду и оставляли там некоторое время. Если после всех этих «испытаний» ковровое изделие не теряло свих свойств, то считалось, что мастер поработал на славу. Вот это были технологии!

Почему настоящие табасаранские ковры ценятся выше персидских?

Можно ли вообще сравнивать табасаранские ковры с персидскими (иранскими)? На самом деле, можно и нужно. Хотя, не нужно умалять качество работы, талант и славу иранских умельцев, но факты остаются фактами. Средняя «продолжительность жизни» персидского ковра равна 70-150 лет, а дагестанские ковры «проживут» — 300-400 лет. Это в том случае, если «эксплуатировать» по назначению. Да, подчеркиваю, что все вышеприведенные цифры относятся к коврам ручной работы.

В последние годы, к сожалению, качество изготовления табасаранских ковров стало ухудшаться за счет того, что за это дело взялись люди, которые хотят извлечь из этого прибыль. Как нам известно, в таких случаях о качестве и уровне сервиса никто не думает. Хотя, нужно отметить, что до сих пор огромное количество умельцев ткут именно теми способами и методами, которым обучили их деды и прадеды. Процесс изготовления ковров ручной работы практически не изменился.

Ковроделие - одно из древнейших искусств в мире. Еще Геродот в своих трудах упоминал о применении ковровых изделий у народов Кавказа. Через Дербент проходил Великий шелковый путь, что способствовало развитию ремесел в Дагестане. Так искусство ковроделия складывалось в регионе на протяжении многих веков.

Использование

Ковры выполняли самые разные функции. Младенцам покрывали люльки специальными ковровыми накидками, невестам ковры давали в приданое (невеста должна была соткать ковер для будущего мужа), ковры использовались и в погребальных обрядах . Ими покрывали глиняный пол , утепляли каменные стены жилищ и даже заменяли мебель в доме. После проникновения ислама в Дагестан появился такой вид ковров как намазлык - небольшой коврик для совершения молитвы . Помимо практических целей, ковер также привносил эстетику в монохромные жилища горцев.

Изготовление ковров

Процесс создания ковра трудоемкий. Шерсть для ковра осенней и весенней стрижки проходила несколько стадий подготовки. Сначала шерсть мыли, сушили, перебирали, далее расчесывали и скручивали в пряжу. Затем пряжу окрашивали путем кипячения вместе с различными натуральными красителями. Это одно из уникальных преимуществ дагестанских ковров - цвет, полученный из коры, листьев, корней растений, не подвергается обесцвечиванию и позволяет ковру служить до 300-400 лет.

Корень марены (травянистого растения) придавал изделиям красный цвет; желтый - получали из коры барбариса, луковой шелухи, зверобоя и душицы; для синего цвета привозили индиго, из листьев которого получали красильный порошок. Также индиго добавляли в желтую пряжу и получали зеленый цвет. Кожица и кора дерева ореха давала большой спектр цветов: светло-желтый, болотный, коричневый, черный.

Виды ковров

По технике изготовления дагестанские ковры бывают четырех видов: безворсовые, ворсовые, войлочные и комбинированные.

Безворсовые
(распространены у аварцев, кумыков, лакцев, даргинцев, лезгин)
Сумах

Кто производил: Южный Дагестан и некоторые районы Азербайджана

Узор: сложный и чаще всего геометрический, иногда с растительными, зооморфными и антропоморфными элементами. На центральном поле располагаются несколько медальонов (орнаментальных форм), а просветы заполняются редкими мелкими узорами

Цвет: теплые сдержанные тона - кирпично-красные, охристо-золотистые на темно-красном или синем фоне

Килим

Кто производил: лезгины и лакцы

Узор: многократно повторяющийся шестиугольный медальон. Композицию составляли последовательно расположенные фигуры, которые формировали горизонтальные ряды килима. Также орнамент складывался в виде одного или нескольких больших ромбов, с вертикальным или решетчатым расположением по длине поля

Цвет: насыщенная палитра - синий, красный, оранжевый, белый, оливковый и другие

Давагин

Кто производил: аварцы

Узор: симметричный ромбический медальон с большим количеством ответвлений с зооморфными фигурами. Этот орнамент называется «рукзал», что значит длиношейный и многоногий дом. Вся центральная часть обрамляется широким фризом (горизонтальной полосой) с геометрическим орнаментом

Цвет: синий фон, узор красного, черного, желтого цвета

Дум

Кто производил: кумыки

Узор: основное композиционное решение - наличие центральной части и каймы из одной–трех полос

Цвет: синий или красный фон, а орнаменты, в зависимости от фона, имеют оттенки желтого, зеленого, голубого, коричневого

Супрадум

Кто производил: Казбековский район Дагестана

Узор: три–пять крупных восьмиугольников, заполненных орнаментами зооморфного, антропоморфного характера и мелким геометрическим узором. В центре восьмиугольника - округлый медальон с заполнением, похожим на декор поля. Поле окаймляет бордюр с повторяющимся растительным или геометрическим элементом

Цвет: темно-красный фон

Чибта

Кто производил: аварцы из селения Урма Левашинского района

Узор: крупные симметричные геометрические элементы в форме треугольников, зигзагов со ступенчатыми формами и рогообразными мотивами

Цвет: фон желтого оттенка, узор из бордового, терракотового, голубого цвета, черный контур

Простые и узорчатые паласы

Кто производил: многие народы Дагестана

Узор: разнообразные композиционные построения, основанные на широких полосах, обрамленных более узкими полосами с мелким узором. Орнамент широких полос строился из крупных медальонов геометрических форм - треугольников, ромбов, крестов

Цвет: сочетание оттенков красного, оранжевого, коричневого, фиолетового, голубого, белого, черного и других цветов

Ворсовые ковры
(распространены у табасаранцев, лезгин, кумыков, аварцев)

Большую популярность как в Дагестане, так и за его пределами получили ворсовые ковры. Многие местные народы занимались производством этого вида ковров, но только табасаранским мастерам удалось получить международное признание.

Кто производил: ворсовые ковры называли в честь населенного пункта, где их производили. У каждой местности был свой характерный орнамент. В Южном Дагестане насчитывается 8 видов: «Ахты», «Микрах», «Дербент», «Рушуль», «Табасаран», «Хив», «Касумкент», «Рутул». Северная группа ворсовых ковров включает аварские «Тлярата», кумыкские «Дженгутай» и «Казанище». Данная классификация применима только к старым коврам, современные не требуют жесткого орнаментального разграничения

Узор: центральное поле и бордюр, который состоит из нечетного количества кайм. В качестве орнамента - геометрические мотивы: элементы растений, небесные светила, предметы, зооморфные и антропоморфные изображения. Узоры образуют мир символов, через которые мастера отражали окружающий мир и свои чувства. Раньше изображения людей и животных носили магические мотивы, связанные с древними обрядами и культами, но смысл давно утратился, и сейчас узоры носят декоративный характер

Цвет: синий или красный фон с узорами различных цветов и оттенков. Гармония цвета достигалась благодаря балансу между яркими и темными пятнами, теплыми и холодными цветами

Орнамент у ворсовых ковров в зависимости от композиции бывает:

Центрический - концентрация на центральной крупной фигуре (медальоне)

Фоновой - заполнение свободных мест на центральном поле

Каймовый (ленточный) - акцент на бордюре

Войлочные ковры
(распространены у лакцев, кумыков, ногайцев, аварцев)

Войлочное ремесло - один из древнейших промыслов, больше всего оно было развито в предгорных районах северо-восточной части Дагестана и Ногайской степи.

Арбабаш

Кто производил: аварцы и кумыки

Узор: плавные изображения растений

Цвет: контрастные сочетания красного, синего, белого, черного, серого. Белая тесьма по контуру

А рбабаши п роизводились накладыванием друг на друга нескольких войлоков различных цветов и прорезались по намеченному орнаменту. Вырезанные элементы вшивались в войлок другого цвета, и таким образом получали два арбабаша с одинаковым рисунком разных цветов. Зазор между рисунками закрывался белой тесьмой.

Кийиз

Кто производил: ногайцы, лакцы

Узор: геометрические, растительные, зооморфные и предметные элементы, изображения родового символа. Лакцы использовали ромбы и перекрещивающиеся полосы

Цвет: белый, черный, серый, коричневый фон. Узор вышит яркими нитями голубого, желтого, белого, черного, оранжевого цвета

Комбинированные ковры
(распространены у аварцев и даргинцев)
Цаха

Ковры цаха представляют собой комбинированный тип, в котором сочетается килимное (безворсовое) плетение и узелковое. Техника плетения позволяет ковру быть двусторонним: гладким с одной стороны и махровым - с другой. Такие ковры ткались аварцами, даргинцами, рутульцами. Цаха называли «мать ковра», считая его основоположником всех ковров.

Ковроделие - один из самых древних видов декоративно-прикладных искусств Дагестана. Ковры безупречного качества и сегодня востребованы в украшении интерьера. К сожалению, сегодня это большая редкость: натуральные краски заменяются искусственными, утрачивается высокая техника исполнения. Однако, в Дагестане еще остались селения, где мастера следуют традициям и производят уникальные ковры, которые выглядят самобытно и могут прослужить около 300 лет.

По материалам книги «Дагестанские ковры: Из собрания ДМИИ им. П.С. Гамзатовой».

Мариам Тамбиева

Дворников Владислав. Руководитель проекта Сакульцанова Людмила Николаевна

Автор работы рассказывает о традиционном национальном промысле Дагестана- ручном ковроделии.Ковроделие в Дагестане возникло как форм трудовой деятельности, но со временем превратилось в один из видов декоративно- прикладног искусства. Наибольшее развитие ковроткачество получило в Южном Дагестане,что,скорее всего, было обусловлено географической близостью к одному из основных центров мирового коврового искусства- Персии.Поэтому автор рассказал о восточной традиции изготовления ковров ручной работы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Реферат

Тема : «Ковроделие – народный промысел Дагестана»

Место выполнения работы: г. Невинномысск,

МОУ СОШ № 16, 9 «А» класс

Руководитель: Сакульцанова Людмила Николаевна,

учитель иностранного языка МОУ СОШ № 16

Ставрополь, 2011

Глава 1. Ковроделие - традиционный национальный промысел Дагестана

  1. Восточная традиция изготовления ковров ручной работы ……………..4

1.2. История дагестанского ковроткачества. Центры ручного коврового искусства Дагестана…………………………………………………………….6

1.3. Виды дагестанских ковров. Ворсовые ковры…………………………….7

1.4. Безворсовые ковры. Гладкие односторонние ковры – «сумахи»………..9

1.5. Безворсовые двусторонние ковры «давагины»…………………………10

1.6. Ковры «чибта» - циновки из болотной осоки…………………………...10

1.7. Особенности ковров «чули» и ковра «дум»……………………………10

1.8. Безворсовые ковры-паласы………………………………………………11

1.9. Войлочные ковры………………………………………………………....12

Глава 2. Материалы, процесс изготовления, особенности орнамента

ковров…………………………………………………………………………...12

Заключение……………………………………………………………………...15

Список использованных источников и литературы…………………………..16

Приложения…………………………………………………………………….17

Введение

Веками трудились в Дагестане непревзойденные его народные умельцы: златокузнецы аула Кубачи, серебряных дел мастера Гоцатля. Унцукульцы из дерева создавали рукотворные поэмы, дербентские, табасаранские женщины на ковры переносили все сто красок земли моей, балхарки на глиняных кувшинах писали таинственные стихи.

Расул Гамзатов

Дагестан справедливо называют заповедником народных художественных промыслов, краем замечательных мастеров. Здесь издавна получили широкое и повсеместное развитие самые различные виды ремесел - художественная обработка металла, резьба по камню и дереву, гончарное производство, ковроделие, обработка кости, узорное вязание и золотошвейное дело. В экономике горного края в прошлом эти виды ремесел играли и ныне продолжают играть очень важную роль. Нигде в нашей стране народные художественные промыслы не приобрели такого большого значения в экономике и духовной жизни народа, не носили столь массового характера, как в горном Дагестане.

Зародившись еще в глубокой древности и пройдя ряд этапов своего развития и совершенствования, народные промыслы стали составной и неотъемлемой частью традиционной национальной художественной культуры Дагестана.

Еще в эпоху Средневековья в Дагестане сложились крупные специализированные центры по производству тех или иных видов изделий художественного ремесла, находивших широкий сбыт по всему горному краю и далеко за его пределами. Среди них выделялись по степени развития и уровню совершенства изготовляемых изделий села Кубачи, Кумух, Гоцатль, Унцукуль, Балхар, Сулевкент, Ахты, Микрах, Хив, Хучни и город Дербент.

Ковры ручной работы являлись самыми ценными предметами в дагестанском доме. Ковер среднего размера мог быть обменен за пару лошадей или несколько голов крупного рогатого скота. За деньги, вырученные от продажи ковра, дагестанская семья могла обеспечить себя всем необходимым на полгода вперед. В приданом дагестанской невесты обязательно были ковры и сумахи, а, например, у табасаран хотя бы один из ковров должен был быть соткан самой невестой. С приходом советской власти и организацией артелей, ковроделие в Дагестане получило благоприятную почву для своего развития. Эти предприятия создавались путем объединения мастериц-одиночек, которые обучали своему мастерству молодежь. Так же были созданы промышленные предприятия по переработке шерсти.

Глава 1. Ковроделие - традиционный национальный промысел Дагестана

Ковроделие, наряду с ювелирным и гончарным искусством, является традиционным национальным промыслом многих народов Дагестана. Наибольшее развитие ковроткачество получило в Южном Дагестане, что, скорее всего, обусловлено географической близостью к одному из основных центров мирового коврового искусства - Персии.

С принятием ислама и распространением арабской письменности отдельные представители дагестанские мастера получили возможность приобщаться к достижениям восточной культуры.

Первые упоминания о дагестанских коврах встречаются еще у Геродота. Говорят, что по готовому изделию пропускали табун лошадей, выжигали под солнцем и держали в воде. Так проверяли их качество. Мастерство ручного изготовления дагестанского ковра передавалось из поколения в поколение, от матери к дочери, при этом, оттачивались навыки и совершенствовались узоры и композиции орнамента.

1.1. Восточная традиция изготовления ковров ручной работы

Искусство ковроткачества началось более чем две с половиной тысячи лет назад. Самый древний из ковров, дошедших до нас, был соткан предположительно более двух тысяч лет назад! Плотное ворсовое полотно с изображением оленей, птиц и коней было найдено во время раскопок царского могильного кургана в 1949 году. Эта находка свидетельствует об уникальном факте: спустя столетия классическая техника ручного плетения ковров не претерпела никаких изменений! Сегодня этот шедевр веков украшает коллекцию Эрмитажа. Да, именно «шедевр веков», ведь ковроткачество – древнейшее искусство, которое своими корнями уходит на Древний Восток.

Изначально ковер выполнял исключительно практические функции: восточные кочевники придумали ткать теплые полотна, чтобы иметь возможность быстро создать дом. Тогдашние рукотворные ковры служили для защиты жилища от ветра и песка, позволяли быстро разгородить помещение. Постепенно человек начал отходить от примитивной философии «тепло и сухо» - ему захотелось, чтобы было еще и красиво, изысканно, а главное – ни как у всех. Для Востока ковер – это и мебель, и обои, и знак достатка. Уровень благосостояния человека на Древнем Востоке определяли по качеству имеющихся в его доме ковров. В богатом доме всегда должно быть много ковров, причем самого высокого качества.

Рисунок ковров ручной работы никогда не бывает случайным. В выборе и расположении определенных элементов узора стоят вековые традиции, талант и замысел мастера. В каждом орнаменте зашифрован определенный смысл. В угловатых ромбовидных цветах и листьях с зазубренными краями, в тонкой ювелирной вязи, в мозаичном узоре можно прочесть пословицы, легенды, пожелания будущему владельцу.

С середины XVI века Восток (Персия, Индия, Китай) снабжал коврами многие королевские дворы и аристократические дома Европы. За восточными коврами снаряжались торговые экспедиции.

Ковры ручной работы считаются не только предметами обихода, но и произведениями искусства. Ковры на Востоке ткут все и всюду: отдельные семьи, старинные ремесленные династии и большие фабрики.

1.2. История дагестанского ковроткачества. Центры ручного коврового искусства Дагестана

Искусство ковроделия в Дагестане складывалось на протяжении многих веков. Сведения ученых-исследователей и результаты археологических раскопок показывают, что жители Дагестана еще в эпоху бронзы занимались прядением и ткачеством.

В XII в. Дагестан превращается в важнейший центр экономики, торговли и художественной культуры Кавказа. Торговые связи со странами Переднего Востока и Средней Азии способствовали появлению ковровых изделий культового назначения (намазлыки, молитвенные коврики).

Дербент, который в тот период был крупным торговым городом на Каспии, славился красками, добываемыми из трав, кустарников, которыми окрашивали шерстяные нитки. Здесь получило широкое распространение выращивание естественного красителя – марены. Развитие женских художественных ремесел, связанных с ковровым производством, получило распространение на всей территории Дагестана. Этому также способствовало и наличие сырья, и избыток свободных рук. После многих веков развития этого вида искусства, уже в XIX в., по мнению ученых-исследователей, сформировались самобытные центры ковроткачества среди лезгин, табасаранцев, аварцев, даргинцев, кумыков, лакцев, сосредоточенные в Южном, Центральном и Северном Дагестане.

Итак, среди лезгин ковроткачество было распространено в селениях Кюринского и Самурского округов: Ахты, Микрах, Магарамкент, Имамкуликент, Курах, Кабир, Касумкент, Ашага-Стал, Орта-Стал, Юхари-Стал, Куг, Чиликар, Куркент и др. Среди табасаранцев селения: Хучни, Аркит, Ерси, Хив, Кандык, Межгюль, Ляхля и др. Ворсовые и особенно безворсовые ковры производились и в селениях горной Аварии: Хунзах, Тлярата, Кутлаб, Батлаич, Цада, Харахи, Карата, Гергебиль, Гоцатль. В даргинских селениях в основном производились войлочные ковры и шерстяные паласы (Леваши, Гасанкент, Верхние Мулебки и др.) В кумыкских селениях Буглен, Верхнее и Нижнее Казанище наиболее развито было производство войлочных ковров «арбабаш». Узорчатые шерстяные паласы, двусторонние паласы «дум» также вырабатывались кумыкскими мастерицами в селениях Каякент, Гели, Дургели, Параул. В лакских селениях Балхар, Кумух, Кули особенно были развиты узорчатые гладкие паласы. В районах Южного и горного Дагестана также было распространено изготовление малых ковровых изделий. Это хурджины, наседельники, переметные сумы «топраки» и оригинальные вязаные чулки и обувь.

1.3. Виды дагестанских ковров. Ворсовые ковры.

По характеру узоров и технике исполнения все ковры можно разделить на три основные группы: ворсовые, безворсовые и войлочные.

Оригинальны и не похожи друг на друга такие композиции ворсовых ковров как «Сафар», «Ахты», «Микрах», «Патнуси», «Будулай фурар», «Дербент», «Гасан-Кала», «Табасаран», «Ерси», «Хив», «Рутул», «Тлярата» и др. Каждый из этих типов ворсовых композиций строится на художественных особенностях определенных орнаментальных мотивов и соответствующей цветовой гаммы.

В традиционных мотивах ворсовых ковров мы встречаем геометризированные изображения растений, животных, человека, орудий труда. Все эти узоры – многообразный мир символов – язык коврового искусства, посредством которого народные мастерицы отображают окружающий мир, природу, передают свои чувства, настроения. Изображение на коврах фигур животных и людей имело раньше магический смысл, связанный с древними культами и обрядами. Но постепенно он утратился, и узоры стали носить лишь декоративный характер.

Следует отметить, что все типы ворсовых ковров, независимо от характера рисунка, строятся по единому композиционному принципу, т.е. ковер состоит из центрального поля и бордюра – двух основных компонентов. Это придает композиции замкнутость, где полосы каймы (бордюр) ограничивают со всех сторон центральную часть ковра.

Узоры – язык коврового искусства. Орнаменты ковровых композиций

По своему характеру орнамент ковровой композиции можно разделить на: центрический (для центральных крупных фигур – медальонов); фоновой (заполняющий свободные от крупных фигур места центрального поля); каймовый (ленточный) для заполнения бордюра. Орнаментальное искусство ворсовых ковров слагается из простых форм геометрических мотивов (прямые, зигзагообразные линии, треугольники, ромбы, многоугольники, спирали, крестики и т.д.), геометризированных растительных мотивов (листья, цветы, колючки и т.д.), зооморфных мотивов (собачки, лошадки, птицы, козлики и т.д.), антропоморфных мотивов (фигурки человека, отдельные части фигуры: глаз, рука, усы) и геометризированные формы небесных светил, предметов (звездочка, луна, солнце, вода, снег, земля, меч, лампа, сани и т.д.).

Многие элементы коврового орнамента имели конкретные названия, которые исходили из соответствия содержанию «яру бубу» – «цветок мака», «гъед» – «звезда», «гъил» – «рука» и др. Или от сходства с реальной действительностью «кацин пац» – «кошкин след», «мекер» – «чубчик», «кIирер» – «крючкообразный», «хаш» – «крест» и др. А некоторые мотивы назывались в зависимости от места расположения узора на ковре («юкьван фур» – «центральный медальон», «къерехъ» – «кайма») или даже от цвета («цIару къерехъ» – «пестрый край», «чIулав къерехъ» – «черный край»).

Цветовые особенности ворсовых ковров

Цветовое решение ворсовых ковров является одним из ведущих компонентов композиции, где на фоне традиционного синего или вишнево-красного цвета располагался узор от 7 до 24 цветов и оттенков. Цветовая гармония ковровой композиции достигалась путем создания равновесия ярких и темных пятен, крупных и мелких деталей форм узора, на сочетания тепло-холодности. Особую выразительность, силу и звонкость основному цвету в узорах придает контурная линия черного или другого цвета.

1.4. Безворсовые ковры. Гладкие односторонние ковры – «сумахи»

Безворсовые ковры – это великолепные лезгинские гладкие ковры «сумахи», аварские «давагины», кумыкские «думы», табасаранские и лакские «паласы» и многочисленные ковровые изделия небольших размеров: хурджины, чувалы, ленты для кувшинов.

«Сумахи», как и ворсовые ковры, имеют утилитарное назначение и художественные особенности, которые иногда и превосходят последних. Особенность этих ковровых изделий – довольно большой размер, широкое использование в быту, в основном для покрытия пола, так как он мягок из-за подковрового слоя длинных шерстяных ниток, которые образуются благодаря технике плетения. Обычно «сумахи» ткут горизонтальными рядами стежков, переплетенных с нитками основы, а концы пряжи длиной около 10-12 см выпускаются с изнанки ковра.

Композиция «сумахов», как и ворсовых ковров, состоит из центральной части и бордюра. Обычно центральное поле занимают несколько основных медальонов с узкими просветами фона, которые заполняются редкими мелкими узорами

Узорообразующие элементы «сумахов» имеют почти ту же основу, что и ворсовые ковры. Это геометрические формы (треугольники, ромбики, прямоугольники, квадратики, зигзагообразные фигурки, многоугольники и т.д.), стилизованные растительные мотивы (стебли, цветы, листья и т.д.). Кроме этого, встречались схематичные изобразительные мотивы (кони, горные туры, всадники, фигурки людей, птицы). В узорах «сумахов» встречаются также мотивы, характерные другим видам народного искусства: S-образные узоры, кресты, меандр, звездочки и др.

Цветовое решение «сумахов» старинного образца включало около 24 цветов и оттенков, где преобладали теплые цвета: красно-коричневые, охристо-золотистые.

1.5. Безворсовые двусторонние ковры «давагины»

Безворсовые двусторонние ковры «давагины» изготавливают в аварских селениях. Характерным для них является использование большого количества свободного поля синего или темно-голубого цвета, на котором строится сложный симметричный орнамент «рукзал». Эти ковры декоративны и прекрасно дополняют интерьер жилища горцев. Композиционное решение ковра имеет, как и у других ковровых изделий, центральную часть, которая компонуется из нескольких медальонов. От этих медальонов в разные стороны ответвляются многочисленные отростки, очень похожие на длинные вытянутые шеи птиц с завершением в виде треугольника. Вся центральная часть окаймляется широким фризом с геометрическим орнаментом. Цветовое решение «давагинов» также отличается своей лаконичностью использования темно-голубого и синего цветов фона, красного, черного, желтого – для узора, который имеет окантовку другого цвета.

1.6. Ковры «чибта» - циновки из болотной осоки

Сходны по орнаменту с «давагинами» и циновки из болотной осоки, которые называются «чибта». Орнамент обычно обозначен шерстяными нитками бордового, оранжевого цветов и имеет черный контур, что хорошо гармонирует с золотисто-желтым фоном ковра.

1.7. Особенности ковров «чули» и ковра «дум»

Не менее интересными являются и ковры «чули», которые выполняются в технике «паласная», имеют центральную часть основного поля ковра и бордюр с двумя-тремя полосками каймы. К традиционным видам безворсовых ковров относятся и замечательные ковры «дум» кумыкских мастериц.

Наиболее излюбленный тип ковра «дум» у кумыков является ковер с рисунком «наху оюв» (свадебный). Центральное поле заполняется несколькими рядами (2-4) фигур с большим количеством свободного фона. А кайма состоит из одной широкой и двух небольших подкаемных полосок. Такая композиция ковра строится на красно-коричневом фоне, где рядами расположены крупные синие медальоны с очертаниями сложного рисунка. Красный фон ковра хорошо сочетается с коричневой каймой.

1.8. Безворсовые ковры-паласы

Завершают группу безворсовых ковров паласы (простые и узорчатые). Узорчатые паласы изготовлялись лезгинскими, табасаранскими, лакскими, кумыкскими, аварскими и даргинскими мастерицами.

В группу дагестанских безворсовых ковров также входят паласы, которые изготовлялись из конопли, хлопка, шерсти и служили в быту для покрытия пола, в качестве подстилки для сушки на них зерна, кукурузы и т.д. Декоративное решение этих паласов было самым несложным. Оно состояло из простых ритмично чередующихся цветных полос разной ширины, которые располагались либо горизонтально, либо вертикально. Так, паласы с вертикальным композиционным решением известны, как балхарские. У каждого народа такие паласы имели и свои названия, например, у лезгин – «рух», табасаранцев – «бархал», аварцев – «турут», даргинцев – «чIанкIа», кумыков – «тюз».

Кроме подобных паласов, мастерицы ткали и орнаментированные узорами паласы с различными геометрическими элементами (треугольники, квадратики, ромбики, крестики, зигзагообразные и крючкообразные), с помощью которых образовывались фигурки, заполняющие полосы. Многие элементы узорчатых паласов имели и свои названия. Например, кумыкский ковровый узор: «ильме» – «полосы», «къайчы» – «ножницы», «чермелер» – «бочки», «адамлар» – «люди», «къарлыгач» – «ласточка», «канзилер» – «ступеньки», «ятгъан» – «лестница» и др.

Узорчатые паласы также имели свои названия у дагестанских народов, например: «хайма» (лезг.); «кюмес» (таб.); «килим» (лак.); «джугъарай» (кум.).

1.9. Войлочные ковры

Изготовлением войлочных ковров в основном занимались аварцы, лакцы, даргинцы, кумыки и ногайцы. Широко известны прорезные узорные войлочные ковры «арбабаш». Они изготовляются из нескольких войлоков, окрашенных в различные цвета: черный, белый, красный, зеленый, синий. Войлок накладывается один на другой, и по заранее намеченному орнаменту вырезается узор. Затем вырезные узоры вшиваются в войлок другого цвета, и в конечном счете получается несколько арбабашей с одинаковым рисунком, но разных по цвету. Шов между узорами закрывается белой тесьмой. Узор таких ковров имеет основу стилизованного растительного орнамента, который строится на контрастном сочетании цвета фона и узора, усиливающегося от белой контурной линии тесьмы.

Ногайские войлочные ковры «кийиз» в чем-то схожи, но в то же время и отличаются. Например, нет аппликационной техники нанесения узора, как в коврах «арбабаш», хотя в этой технике продолжают украшать небольшие изделия быта и женской одежды (тюбетейки, кисеты, сумочки и т.д.). Самой отличительной особенностью декорирования ногайских войлочных ковров является прием нанесения орнамента узора с помощью цветного шнура в технике пристегивания. В отличие от силуэтного узора «арбабашей», здесь получается контурный рисунок, который контрастно читается на фоне ковра.

Глава 2. Материалы и процесс изготовления ковров

Процесс изготовления дагестанского ковра требует от ковровщиц тонкого вкуса, индивидуального мастерства, завидного терпения и усидчивости, поскольку работа выполняется в сидячем и полусогнутом положении. Многие опытные мастерицы, не имея перед собой технического рисунка, но, зная схему построения узора ковра, выполняют его по памяти.

Наиболее часто встречающимся материалом, используемым в производстве ковров ручной работы, является овечья шерсть. Умение выбрать подходящую пряжу и обработать ее – очень важно, так как от качества шерстяной нити зависит не только мягкость и прочность ковра, но и степень яркости цветовых оттенков. Например, окраска нитей верблюжьей и козьей шерсти в светлые тона практически невозможна из-за исходных темных природных оттенков.

Овечья шерсть также бывает разной категории. Есть особые породы, которые дают более эластичную и мягкую шерсть. Лучшую шерсть дает молодняк в возрасте от восьми до двенадцати месяцев. Шерсть взрослых животных ценится меньше, так как в ней много грубого ворса. На качество шерсти также влияет рацион и среда обитания животных. Тончайшие шерстяные нити можно изготавливать только из шерсти высшей категории. Очень часто для уточной основы ковра используются хлопковая нить. Она более прочная и менее эластичная (не подвержена деформации по длине) и на такой основе легче соблюсти пропорции и симметрию ковра. В изготовлении ковров используется и шелк, добываемый из кокона шелковичного червя. Шелк отличается более высокой прочностью, что позволяет получать тончайшие нити, необходимые для изготовления ковров с насыщенным и сложным орнаментом. В окрашивании нитей ковра используются как натуральные, так и анилиновые красители.

Несмотря на повсеместное распространение искусственных красок, в ковроткачестве некоторыми производителями и по сей день, используются натуральные красители, которые добываются на основе традиций, дошедших из глубокой древности.

Красный цвет (один из наиболее распространенных цветов в восточных коврах) получается из корней марены. Оранжевые оттенки получают путем разбавления красителя (из марены) лимонным соком. Также в окрашивании используются листья хны и сандала. Оттенки синего цвета получают их корня индиго, желтого – из куркумы или дубильного ореха. Из гранатовой кожуры получают очень нежный желтый цвет, который, перемешиваясь с красным цветом марены дает своеобразный ярко-оранжевый цвет. Насыщенный желтый цвет получают из цветочной пыльцы шафрана. Оттенки бежевого и коричневого цветов являются естественными для шерсти. Зеленый цвет получает перемешиванием синих и желтых красителей. Из скорлупы грецкого ореха или каштана получают насыщенный коричневый и черный цвет.

Для изготовления ворсовых ковров используются два вида узлов: турецкий (симметричный) и персидский (асимметричный). Асимметричный узел более удобен для выполнения растительного орнамента и изображения людей, животных, птиц, так как он позволяет более точно воспроизводить изогнутые мягкие линии. Симметричный же узел более прочен, но приспособлен для передачи геометрического орнамента.

Существует еще так называемый испанский узел, который вяжется на одну нить основы, а также узел «джофти»; в нем используется четыре нити. Он более легкий в исполнении и менее прочный.

Ковры ручной работы преимущественно изготавливают в небольших мастерских и на крупных мануфактурах. Но традиционно их ткали частные мастера по технологии, которая передавалась из поколения в поколение. При этом они не только вручную изготавливали сам ковер, но и производили исходные материалы: стригли овец и обрабатывали шерсть, готовили красители.

Дагестанские ковры можно встретить в музеях Нью-Йорка, Парижа, Монреаля, Осаки, Лейпцига, Милана, Токио, Брно, Измира и других городов. По своему качеству дагестанские ковры не уступают лучшим мировым образцам. Они являются постоянными экспонатами на международных и отечественных ярмарках и выставках, где удостоены почетных дипломов и золотых медалей: в Брюсселе (Бельгия, 1958г.) и Лейпцигской выставке-ярмарке (ГДР, 1967г.). Своей красотой и великолепием Дагестанские ковры ручной работы потрясли россиян на Российском фестивале экономического и культурного сотрудничества «Москва и регионы России 2000».

Заключение

Ковроделие в Дагестане возникло как форма трудовой деятельности, но со временем превратилось в один из ярких видов декоративно-прикладного искусства Дагестана.

Богатое наследие народного искусства, основанное на вековых традициях, является неотъемлемой частью этнохудожественной культуры народов Дагестана. Произведения народных мастеров отражают опыт народа, его мировоззрение, мировосприятие и сохраняют непрерывную связь поколений. Изделия народных художественных промыслов Дагестана прошлого и современности являются свидетелями большого трудолюбия, тонкого чувства красоты и художественного дарования дагестанских народов.

Да будет мир над цепью гор,

Да не коснется зло родного края.

Так, заклиная, ты ткала ковер

За нитью нить в раздумье выбирая.

В узор вплетались горы и снега,

Крик журавлей и облачные перья,

Цветущие альпийские луга,

Старинные преданья и поверья.

И расцветал ковер к цветку цветок,

Как Дагестан родной в разгаре лета.

За нитью нить, так из прекрасных строк

Рождается творение поэта.

Расул Гамзатов

Список использованных источников и литературы

1. Байрамбеков М.М., доктор педагогических наук, Дагестан – заповедник народных художественных промыслов, 2005

2.Дебиров П. «Ковры Дагестана». Дагестанский научный центр РАН, 2006

3.Маммаев М.М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана. Махачкала, 1989.

Приложние 2

2.Изготовление ковра


Дагестан является центром ручного ковроткачества на российской территории. Отличительными чертами дагестанских ковров являются богатство узоров в сочетании с ясными композициями и цветовыми решениями. Все рисунки безупречно и четко вытканы, основные орнаменты отличаются крупными размерами. В тканых изделиях характерным является сочетание теплых и холодных цветов.

Дагестанское ковроделие

Популярные во всем мире дагестанские ворсовые ковры производятся на юге республики. Условно модели подразделяются на четыре вида, которые различаются орнаментами, плотностью и длиной ворса:

  • лезгинские - «ахты», «микрах», «касумкент»;
  • дербентские - «дербент»;
  • рутульские - «рутул»;
  • табасаранские - «рушуль», «хив», «табасаран».

Для ковриков вида «хив» отличительными особенностями являются длинный ворс (до 6 мм) и количество узлов (завязанных на 10 см 2) до 1764 штук. В других ковровых изделиях количество узлов меньше и составляет до 1600.

Особенности табасаранских ковров

Ранее самым значимым предметом домашнего обихода считались ручной работы. Цены на них были настолько высокими, что после продажи одного семья больше шести месяцев могла прожить безбедно. Такое ковровое изделие по стоимости приравнивалось к парочке лошадей или нескольким головам более мелкого рогатого скота.

Табасаранские ковры отличаются от других долговечностью, секрет которой объясняется особенной техникой изготовления качественной пряжи. Для этого используют шерсть высокогорных овец и окрашивают ее в разные цвета при помощи натуральных красителей: кора ореха, полынь, барбарис.

В прошлом в каждом доме был станок для ткачества. Если им не пользовались, то его аккуратно разбирали и хранили до момента, пока не понадобится. У молодой девушки из Табасарана в приданом всегда были два больших ковра и одно небольшое ковровое изделие. При этом один должен быть соткан ее руками, в крайнем случае невеста должна была принять участие в его создании.

В давние времена для проверки качества сделанного ковра по нему пускали пробежать лошадей, оставляли на несколько дней под дождем и солнцем, иногда вымачивали. Ковер должен был остаться в исходном виде: только тогда мастерица докажет качество своей работы. Лучшие табасаранские ковры служили своим владельцам больше трехсот лет.

Изготовление табасаранских ковров

Принято считать, что дагестанские и табасаранские ковры - одно и то же. Но только на юге Дагестана сохранилось ремесло создания ковров. Такой нелегкой работой занимались исключительно женщины. Ковер ткался мастерицей вместе с подругами, соседками, родственницами. Бывает, что за одним станком трудятся до шести женщин. Они разговаривают, поют песни, рассказывают смешные истории, общаются. Иногда одно ковровое изделие создавалось больше пяти месяцев. Ковер плетут завязыванием узелков. На один узелок у профессиональной рукодельницы уходит до двух секунд, а за день их связывают около восьми тысяч. Примечательно, что в небольшом ковре можно насчитать больше трех миллионов таких узелочков.

На ткацком станке, который находится в середине дома, натягивают белые нитки. Они служат своеобразной канвой, с помощью которой будет выткан рисунок. На этой основе разноцветными нитками начинают завязывать узелки, которые постепенно приобретают законченную форму.

Ворсовые ковровые изделия развешивали на стенах для украшения жилища.

Безворсовый ковер «сумах», которым покрывают пол, выделяется среди других специальной методикой плетения. С обратной стороны на нем остаются длинные шерстяные (до 15 см) нити. Благодаря им ковровое покрытие очень мягкое и теплое.

Когда ковер выткан, его очищают от скопившейся пыли и мусора, выносят во двор. Женщины, которые работали над этим произведением, танцуют национальные танцы. Такой обряд свидетельствует об окончании этой нелегкой работы. Танцовщицы передают ковру свою положительную энергетику. К традиционным танцам не допускают одиноких женщин и тех, кто не принимал участия в его создании.

Рисунок - главное в ковре

Для табасаранских ковров свойственно постепенное охватывание меленьких узоров более крупными фрагментами. По площади коврового изделия располагают маленькие розетки. Каждую из них размещают в медальоны. Далее их размещают внутри многоугольников. Любой маленький узор и все крупные орнаменты выделены окантовкой и цветовой заливкой. При помощи геометрических соединений рукодельницы ткут разноцветные завитушки и узорчики. В этих тиснениях на обводке располагают орнамент ветки с цветами.

В середине ворсовых ковров в шахматном порядке размещают крупные рисунки, которые ассоциируются с листьями деревьев. В середину самых больших орнаментов вписывают меньшие, соответствующие по конфигурации, рисунки. Они выполнены в более светлых или более темных цветовых оттенках. Между крупными деталями вплетают геометрические цветы и очертания птиц. Весь рисунок ковра объединяют в единое целое при помощи ступенчатой обводки.

Сафар

Сафар - это звезда, очень интересный узор табасаранских ковров. Название подразумевает расположение звезды в центре коврового изделия. Это любимая отделка профессиональных мастериц. Бывает, что в середину добавляют маленький медальон, хотя встречаются орнаменты и без него. Формой сафар напоминает цветок с правильными лепестками. Ковры, которые украшены звездой, привлекают внимание большим разнообразием используемых оттенков. Все детали звезды располагают по полю в строго выверенном порядке. Центральная часть ковра чаще всего выполнена в синем и красном цвете.

Мерхер

Еще одним пользующимся популярностью среди мастериц по изготовлению табасаранских ковров является рисунок мерхер, похожий очертанием на санки. В середине изделия размещают по очереди медальоны в виде квадратов и шестиугольников. Их по всей длине ковра соединяют линиями. Эти объединенные геометрические фигуры напоминают силуэт санок. Часто от окаймленных краев в сторону к медальонам вывязывают рисунки, внешне напоминающие кукольный силуэт. Незанятое место заполняют мелкими элементами. Кайма отличается большим количеством узорных фрагментов, ковер выглядит богато и нарядно. Все фигуры, рисунки и узоры строго геометричны. Расцветка - гармоничное сочетание пряжи синих и красных цветов с добавлением белого, ярко-голубого оттенка шерсти.

Турар, топанча, шашки и пистолеты

Самым востребованным рисунком табасаранских ковровых изделий является турар (шашки). Узорные фигуры в этом виде рисунка размещаются диагонально. Название произошло от ассоциации со скрещенными шашками или пистолетами. Эти орнаменты объединяются маленькими медальонами. В результате диагонального сочетания создается сетка, которая размещена по отношению к краям под углом в 45 градусов. Традиционно в центре находится до трех рядов очень маленьких медальонов, которые объединены узорами топанча. По ширине и длине ковра размещают от трех до семи рядов более крупных фрагментов.

Такой вид рисунка выполняется светлыми оттенками бежевого, голубого, коричневого. В рисунках шашек используют насыщенные синие, зеленые, красные цвета, окаймленные черным. Незанятые места фона рукодельницы исправно заполняют маленькими розетками или другими узорами. Завершающей точкой в оформлении рисунка считается волнообразная кайма, цвет которой - белый с синими узорами.

в Дербенте

В 1982 году в городе открылся Музей ковроткачества. Его разместили в помещении армянской церкви, которая была построена в 1870 году. Учитывая тысячелетнюю историю создания ковров, размещение экспозиции в центре города привлекает множество туристов. Многие из них приезжают специально, чтобы увидеть настоящий табасаранский ковер. Цена изделия начинает стартовать от 10 000 рублей за квадратный метр ковра. И это учитывая, что красители используются искусственные. Оригинальный табасаранский ковер с использованием натуральных красок стоит в разы дороже. Сегодня табасаранские ковры ручной работы можно увидеть в лучших музеях Парижа, Лондона, Токио. Дома и дворцы первых лиц различных держав украшены ткаными изделиями. На международных выставочных мероприятиях ковровые изделия постоянно завоевывают золотые медали.

Живите, цените жизнь и радуйтесь ей - такие пожелания мастериц передают узоры и роспись ковра. Можно часами всматриваться в рисунок: кто-то увидит деревья и птиц на нем, кто-то лицо незнакомца, смотрящего вдаль. Следующий зритель рассмотрит горы, поднимающиеся ввысь, и равнину у подножия, по которой идет мужчина с плугом и пашет землю. Кажется, что ты увидел все мельчайшие детали на табасаранских коврах, как вдруг перед глазами появляется рисунок, которого раньше не замечал... И снова картинка меняется...