Откуда произошло понятие "желтая пресса". Итак, откуда пошло выражение «желтая пресса»? Почему желтая пресса

Знаете ли вы почему "желтую прессу" называют именно желтой?
Если нет, то вам наверняка будет интересно прочитать эту небольшую заметку. Уверяю вас, здесь об этом вы узнаете больше, чем в Википедии.

Типичные обложки современных российских "желтых" изданий:


Столь употребляемому выражению, как, собственно, и самому явлению под названием "желтая пресса", ни много ни мало сто с лишним лет. Ставшее почти ругательным, оно пришло к нам из США, из XIX века. С тех пор желтым клеймом позора награждаются те издания, которые в погоне за тиражами не гнушаются завлекать публику "жареным" - лишь бы первым прокричать: сенсация! Как и во всяком деле, здесь есть настоящие "профессионалы", которым нисколько не обидно получать в свой адрес обвинения в "желтизне". Раздувать скандалы из ничего - таков их "бизнес".

Иногда, правда, словосочетание "желтая пресса" употребляют любители навешивать "ярлыки" и без особого на то повода (например, это касается такой газеты как "Московский комсомолец", которая все-таки проверяет информацию, прежде чем разместить ее на своих страницах, в отличие от настоящей "желтой прессы", да и к тому же является одной из самых читаемых в стране общественно-политических газет, предоставляющей место представителям разных политических убеждний, за что ей честь и хвала!).

"Желтую прессу", как известно, не любит никто, но читают очень многие. Неодолимое желание заглянуть в замочную скважину соседа - об этом свойстве человеческой натуры очень хорошо знал крупнейший американский газетный магнат Уильям Рандолф Херст , который имеет прямое отношение к появлению термина "желтая пресса".

Все началось с того, что в 1896 году газета "Нью-Йорк уорлд", которую возглавлял Джозеф Пулитцер , впервые в истории опубликовала комикс, автором которого был художник-график Ричард Фелтон Ауткот. Герой легкомысленных историй в картинках, бедный паренек из нью-йоркских трущоб, юыл одет в мешковину, которую Ауткот придумал раскрасить в желтый цвет - чтобы оживить ярким пятном скучные черно-белые страницы.

Пятно оказалось невероятно завлекательным: тиражи газеты взлетели до миллиона экземпляров. Позавидовав успеху конкурента, владелец газеты "Нью-Йорк джорнел" У. Р. Херст переманил автора комиксов вместе с его желтым парнем в свое издание, пообещав рисовальщику огромные гонорары.

Уязвленный Пулитцер вынужден был найти Ауткоту замену, и другой художник начал штамповать истории про бедняка для "Нью-Йорк уорлд". Между двумя газетами завязался длительный спор, каждый из издателей пытался отстоять право первенства на сорванца в желтом и на публикацию комиксов вообще. Но желтое пятно уже никому не давало покоя. Комиксы с парнишкой в желтой одежонке тем не менее печатали оба издания, соревнуясь еще и в оперативной подаче всякого рода сенсаций.

И вот тогда один из сторонних наблюдателей, журналист Эрвин Уордмэн из "Нью-Йорк пресс", в своей статье окрестил конкурирующие газеты "желтой прессой". С этого все и пошло.

Согласно другой распространенной и более прозаичной версии в "желтизне" прессы виновата всего лишь низкосортная, быстрожелтеющая бумага, на которой печатались дешевые газеты. Но согласитесь, что первая версия намного интереснее.

В качестве примера современной "желтой прессы" предлагаю вам небольшую подборку типичной "желтухи", как нашей, так и зарубежной (и печатается она отнюдь не на дешевой, а часто на глянцевой бумаге).

Теория современной журналистики под «желтой прессой» понимает более дешевые по стоимости печатные издания, специализирующиеся главным образом на освещении сенсаций, скандалов, слухов. Это газеты, не брезгующие обращать при помощи диктофонов и фотоаппаратов пристальное внимание на личную жизнь в первую очередь известных людей, в том числе и на не самую приятную ее сторону.

Последнее обстоятельство зачастую нивелирует в восприятии читателей разницу между обычной, «желтой» и «бульварной» прессой. В борьбе за тираж и деньги «бульварная» пресса не гнушается даже красивой ложью и грубым искажением фактов. Делает упор не на целостность текста, а на выпячивание эпатажных деталей, даже отдельных слов. «Желтая пресса» подобным не занимается. Но уловить разницу в большинстве случаев способен только специалист, которым обычный читатель, как правило, не является.

Бились два «Нью-Йорка»

О том, кто именно и почему ввел в обиход устойчивое выражение « », точных данных нет. Но основными версиями считаются две. Первая из них экономическая. Заключается она в том, что, решив продавать газеты, кардинально отличающиеся не только содержанием и ценой, но и формой с цветом, издатели выбрали для них более дешевую желтую бумагу. Второй вариант выглядит более скандальным и носит название «Желтый малыш». Так назывался вышедший в 1896 году в США пародийный комикс, посвященный китайско-японской войне.

Изображенный в комиксе грязный и неопрятный желтый малыш, в переводе на английский Yellow Kid, не только очень напоминал , но и был схож с ним по имени. Ведь «японский» и «желтый» звучат одинаково - Yellow. Комикс и стал предметом публичных разногласий между двумя североамериканскими медиамагнатами и издателями крупнейших газет. В спор из-за «Желтого малыша» вступили Джозеф Пулитцер, возглавлявший New York World, и Уильям Рэндольф Херст из New York Journal American.

Секс на первой полосе

Кстати, именно Джозеф Пулитцер, куда больше известный в качестве основателя одноименной премии, и Уильям Херст считаются «родителями» газет с пометкой «желтая пресса». Принадлежащие им издания первыми в мире стали ориентироваться на публикацию материалов, заголовки, фото и тексты которых старались пробуждать в людях незаурядные эмоции. Включая, например, любопытство, юмор, зависть, гнев, тревогу, страх, ненависть. Тем самым это подталкивало следить за продолжением истории и новыми аналогичными материалами, платить деньги за увлекательное чтиво и повышать тираж.

Благодаря Пулитцеру и Херсту, в газетах начали подробно, с многочисленными иллюстрациями освещаться не только какие-то действительно важные для мира, страны и общества события. На первые полосы изданий вышли закрытые прежде для читателей темы секса, криминала, смерти, сенсационных и загадочных слов, событий и явлений. А для журналистов стало вполне обыденным и нормальным добавлять в публикуемые материалы изрядную долю эпатажа, цинизма и вульгарности.

«Желтая» Россия

Газеты и журналы, которые могли бы вызвать одобрение американцев Пулитцера и Херста, в СССР и России появились только после объявления курса на так называемую гласность, свободу слова и ликвидацию цензуры. Точнее, их издание и распространение всего лишь возобновилось. Ведь первая откровенно «желтая» газета существовала в России еще до 1917 года. Она носила название, вполне отвечающее как форме подобной прессы, так и ее содержанию и цене - «Копейка».

Что касается современности, то своеобразным сигналом к началу информационной «желтизны» отечественной журналистики послужила сенсационная для тогда еще социалистической страны Евгения Додолева. В 1986 году он опубликовал в газете «Московский комсомолец» два текста, посвященные столичным проституткам: «Ночные охотницы» и «Белый танец». А спустя еще некоторое время на газетных прилавках и витринах «Союзпечати»стали свободно лежать по-настоящему «желтые» издания - «Экспресс-газета», «Совершенно секретно», «Жизнь», «СПИД-инфо», «Мегаполис-экспресс» и многие другие.

Сплетнях, сексе. Информация в подобных изданиях выступает не в качестве духовно-практического знания, а в качестве развлекательного товара. Таким образом учредители не стявят перед собой никаких иных задач, помимо получения прибавочной стоимости.

Альманах факультета журналистики Воронежского государственного университета и Академии наук региональной печати «Акценты. Новое в массовой коммуникации», выпуск 5-6 (68-69),2007. В. Хорольский. Отечественные и зарубежные ученые о глобальных проблемах массмедийной коммуникации

Происхождение названия

Существует несколько версий по поводу происхождения этого понятия. Согласно одной из них, название произошло от цвета газет, печатавшихся на дешёвой бумаге. По другой версии, возникновение связано с разбирательством между газетами «New York World» Пулитцера и «New York Journal» Херста из-за комикса «Жёлтый малыш» (Yellow Kid) в 1896 году . Этот Малыш своим цветом был обязан китайско-японской войне 1895 года , впервые показавшей Западу волну ура-патриотической истерии в японском обществе (yellow peril), которую он и пародировал - желтые малыши имели азиатские черты. Их изображали в неопрятном виде, они также демонстрировали нагловатое поведение.

История развития

С процессом зарождения массовой культуры появились такие издания, как «The New York Sun», «The New York Herald» и «The New York Tribune». Уже тогда сексуальная тематика, мотивы смерти, освещение скандалов, преступлений, насилия доминировали на полосах «желтых» газет.

Эти новые возможности, для повышения уровня популярности издания использовал Дж. Пулитцер («The New York World») и У. Херст («The San Francisco Examiner», «New York Journal» и др.). Тиражи их газет успешно раскупались не только благодаря оперативному сообщению драматических фактов, но и практике создания, так называемых «human-interest stories» - газетных материалов, которые «…больше ориентируются на пробуждение эмоций (сострадание, пафос, юмор, тревога, любопытство), чем на освещение достоверных событий». Пулитцер первым, а за ним и Херст, использовали особый вид сенсационного репортажа, основным методом которого стало смещение центра внимания с самого факта на его подачу .

В России

Типологические черты и используемые методы

  1. Одной из характеристик феномена жёлтой прессы является эпатирующее освещение табуированной тематики.
  2. Сенсационность является не менее важной чертой «желтой» прессы. (рис. 1)
  3. тематический эклектизм. Одним из основных элементов системы «желтой» прессы является доминирование визуальной составляющей над текстовой.

В практику вошли дезинформационные заголовки следующих подвидов:

  1. Внетекстуальные заголовки. Эти подзаголовки связаны не с конкретным текстом материала, а с внетекстовой ситуацией. Эта ситуация является более интересной, чем само содержание текста. (рис. 2)
  2. Заголовки, представляющие собой тезис публикации (один из нескольких). От содержательных заголовков качественной прессы, бульварные заголовки отличаются тем, что не выявляют всю суть истории. Они привлекают внимание какой-либо деталью. (рис. 2)
  3. Заголовок, который представляет собой прямое искажение, подтасовку содержащихся в тексте фактов. (рис. 2)

В зависимости от типоформирующих признаков и черт, обуславливающих структуру издания выделяют

  1. «Промежуточные» издания, которые тяготеют к качественным газетам, но имеют в наличии некоторые основные черты «жёлтых».
  2. Бульварные издания. Они содержат в основном все черты «желтых» изданий. Они более банальны по содержанию, если сравнивать их с качественными, и более «меркантильны», чем «промежуточные».
  3. Собственно «желтые». Газеты, которые имеют в наличии все основные типоформирующие особенности, отмеченные выше. Отличаются ярко выраженным пафосом гедонизма, сенсационности и откровенной вульгарности (рис. 1, рис. 2).
  4. Полупорнографические и порнографические издания, для которых характерно сохранение всех наличествующих черт предыдущих типов, с уклоном в сторону освещения девиантных половых отношений.

Примечания

Ссылки

  • Феномен «жёлтой прессы». Евгений Сазонов , научно-культорологический журнал RELGA, № 7 23.05.2005

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Желтая пресса" в других словарях:

    С английского: Yellow press. Выражение родилось в США. В 1895 г. в нью йоркской газете «The World» появилась серия забавных рисунков, среди персонажей которых был и некий мальчик, который комментировал происходящее. Этот ребенок имел… … Словарь крылатых слов и выражений

    - «ЖЕЛТАЯ ПРЕССА», периодические издания, публикующие в погоне за сенсацией скандальные сообщения. Термин появился в кон. 19 в. в США … Энциклопедический словарь

    Низкопробные периодические издания, публикующие в погоне за сенсацией скандальные сообщения, дезинформацию. Термин появился в кон. 19 в. в США … Большой Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 1 печать (57) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов