Самый быстрый в мире катер. Самые быстрые военные корабли

Связь суперкаров и скоростных представительских катеров подчеркивает тот факт, что два года назад Cigarette совместно с Mercedes выпустили «черную серию»: на земле ее представил Mercedes C63 AMG Black Series, на воде - Cigarette Black Series Marauder 50. Впрочем, темная сторона у Cigarette - в крови. В 20–30-е годы прошлого века в Америке бутлегеры перевозили свой товар не только по суше, но и по воде. Чтобы оставаться неуловимыми, бандитам приходилось делать свои катера все мощнее. Потом грязный бизнес сошел на нет, а вот катера остались. Название фирмы Cigarette - дань памяти одной из тех гангстерских лодок, которая носила точно такое же имя. Marauder же («грабитель») - в свою очередь, напоминание о тех плохих парнях.

Кстати, о плохих парнях: основателя фирмы Дона Аронова, 192-кратного (и это не опечатка) победителя 176-мильной гонки от Лонг-Бич до мексиканской бухты Энсенада, застрелили при невыясненных обстоятельствах в 1987 году. Но, хоть Дон и умер, дело его живет. В свое время именно Аронов заложил основу сотрудничества Cigarette c легендарны-м производителем моторов Mercury.

Пара Mercury стоит и на 50 Marauder SS. Суммарная мощность этих двигателей - 2700 л. с., чего достаточно, чтобы 15,4-мет-ровая лодка на полном ходу взлетала над водой. Ее максимальная скорость указывается как 120+ миль/час (то есть «более 193 км/ч», а дальше - как повезет). Одновременно повезти может десяти любителям морских прогулок - именно столько сидячих мест есть на Marauder SS. Самым же везучим предлагается разместиться в носу катера, где находится салон с двуспальной кроватью.

Он не уступает Marauder SS ни в размерах, ни в мощности. Monster 50 - тоже из тех катеров, на которых будет очень тесно в порту, но за это он отплатит полной свободой на открытой воде. В кресле капитана на тебя будут направлены 20 циферблатов приборов, 18 информационных лампочек, 6 ручек управления и 5 пар глаз пассажиров. Выпусти на волю 2700 «лошадей» его спаренных Mercury 1350, и 10 зрачков расширятся от сумасшедшего ускорения. Зачем «монстру» такой длинный нос? Именно в нем уместилась комната отдыха с двумя диванчиками, спальня, туалет и все то оборудование, которое захочет видеть там покупатель, - каждый катер строится под заказчика и оснащается, исходя из его желаний и возможностей. Но, как бы тот не ужимался, цена ниже полумиллиона долларов не опустится.

Среди катеров подобного класса много катамаранов, так как их ширина улучшает устойчивость на больших скоростях, однако классика - это все же катера с V-образным корпусом, и в нашем обзоре ты найдешь только их и только в королевском размере более 40 футов. Nor-Tech 5000, например, растянулся аж на 51,9 фута - почти 16 метров. Под стать размерам и мощность - три двигателя Nor-Tech по 1000 л. с. каждый. В итоге катер без проблем набирает скорость в районе 170 км/ч, но при этом, что важно, остается не слишком требовательным к топливу - он работает на 98-м бензине.

Если на Cigarette в свое время ездили бандиты, то на Donzi - копы, пусть и телевизионные (герои сериала и фильма «Полиция Майами: Отдел нравов»). Модель 43 - самая большая в линейке (13,1 метра), и если ты считаешь, что вода создана для того, чтобы мешать жечь, то у Donzi 43 ZR есть 2700 лошадиных аргументов, чтобы доказать тебе обратное. Сажай пятерых пассажиров и просто следи за тем, как стрелка спидометра идет вправо, а стрелка запаса топлива - влево. Баки тут на 1890 литров, но хватит этого всего на несколько часов гонки. В носу катера - спальная зона и зона отдыха, которые можно напичкать любой аудио- и видеотехникой. И не важно, что из-за этого катер станет чуть тяжелее и на пару десятых долей секунды медленнее, зато с таким «внутренним миром» он понравится не только «отделу нравов», но и «спасательницам Малибу».

Как правило, цифра в названии катеров этого класса обозначает длину в футах. 47 Lightning чуть короче, чем первые два участника нашего обзора, - 14,3 метра. На их фоне и остальные его характеристики могут показаться тебе довольно скромными: 1400 лошадиных сил на 6300 кг веса. Но это как раз тот случай, когда главное не размер и количество «сил», а умение ими пользоваться. Верфь Fountain - один из старейших производителей скоростных представительских катеров (они в этом бизнесе с 1972 года) и гордится тем, что строит свои катера от начала и до конца, не доверяя даже обшивку салона сторонним компаниям (впрочем, естественно, что такие агрегаты, как двигатель, к ним приходят уже в сборе и, как ты уже догадался, в основном от компании Mercury). Итог: признанное эталонным управление и разгон до пугающей отметки 150 км/ч. Кроме моторов в корпусе шириной 2,74 метра нашлось место для гостиной с раскладным диваном, спальни, душа и туалета.

Фишка Sunsation - окраска, выполненная известными кастомайзерами из фирмы Mitcher T. На борту этого 13,1-метрового катера есть все, включая душ, холодильник и микроволновку. Можешь положить в нее сэндвич, поставить таймер на 20 секунд и нажать полный газ. Когда печка запищит, твой F-4 как раз разменяет вторую сотню км/ч. Если хочешь еще данных о разгоне, то вот они: с 50 до 80 км/ч катер ускоряется за 5,7 секунды, а с 65 до 95 - за 6,5. Другими словами, у тебя всегда в запасе будет достаточно тяги, чтобы сорвать эти 6 тонн во впечатляющий рывок и еще сильнее вдавить пассажиров в кресла. Максимальная скорость Sunsation F-4 - 160 км/ч. Видишь линию горизонта? Тебе туда.

Когда разговор заходит о высоких скоростях, почему-то все думают о самолетах или машинах, полностью игнорируя плавсредства, ничем не уступающие им мощностью своих моторов. Эта статья расскажет о пяти самых быстрых катерах, поразивших мировую общественность.

Spirit Of Australia

Этот быстроходный катер находится на первом месте рейтинга, поскольку его рекорд развития скорости не смогло побить ни одно плавсредство и по сей день. Его максимальной скоростью было 511 км/ч. Самым удивительным является то, что этот суперкатер «Дух Австралии» разработал обыкновенный механик- любитель во дворе своего дома в 1978 году.

Phenomenon


Это катер, имеющий длину 56 футов. Его рекордной скоростью считается 402 км/ч. Идея создания такого монстра принадлежит американскому миллионеру-ресторатору. Поговаривают, что он более 30 лет вынашивал эту идею и самостоятельно подготавливал чертежи будущей модели скоростного катера.

Nor-Tech 5000


Nor-Tech 5000 представляет собой 16-метровое моторное судно, которое без проблем развивает скорость до 170 км/ч. Этот катер оснащен тремя двигателями по 1000 литров. Несмотря на свои габариты и мощность, он неприхотлив и может заправляться обычным 98 бензином.

Cigarette AMG Electric Drive Concept


Это совместное детище концерна Cigarette Racing и Mercedes-Benz, способное развивать скорость выше 160 км/ч. Для этого катер был оснащен деталями популярного электросуперкара SLS AMG. Он имеет две силовые установки, каждая из которых имеет шесть электрических моторов с системой жидкого охлаждения, как и автомобиль.

Fountain Powerboats 47 Lightning


Fountain Powerboats 47 Lightning позволяет пассажирам рассекать волны на скорости в 150 км/ч. Производитель компании гордится тем, что все детали и даже обшивка борта, изготавливаются без привлечения сторонних организаций. Катер оснащен точнейшим оборудованием управления и отличается отличной маневренностью.

Когда речь заходит о высоких скоростях, все почему-то сразу вспоминают о самолётах или автомобилях. Но на самом деле суперскорости демонстрируют и плавсредства. В нашем обзоре 10 самых быстрых в мире суден в истории.


Самая быстрая субмарина
Максимальная скорость: 83 км/ч

Эта субмарина была единственным кораблем в своем классе. Она могла похвастаться титановым корпусом, двумя атомными реакторами водо-водяного типа мощностью 2 × 177,4 МВт и двумя паровыми турбинами мощностью 80000 лошадиных сил. Благодаря сочетанию низкой массы и высокой мощности подложка могла нести на борту экипаж из 82 моряков, 10 противокорабельных ракет П-70 «Аметист» и 12 533-мм торпеды на максимальной скорости в 44,7 узла.

2. Военный корабль HCMS Bras D’Or 400


Самый быстрый военный корабль
Максимальная скорость 116 км/ч

Этот экспериментальный канадский корабль на подводных крыльях – один из самых быстрых кораблей за всю историю. Bras D’Or был спроектирован по идеям Александра Грэхема Белла и был оснащен двумя газотурбинными двигателями Pratt & Whitney. К сожалению, эксперимент был закрыт в 1971 году, и единственный построенный корабль был выставлен на обозрение в Морском музее Квебека.

3. Парусник Vestas Sailrocket 2


Самый быстрый парусник
Максимальная скорость 120 км/ч

120 км/ч – кажется, не очень много, но для судна, в котором нет двигателя – это впечатляет. Sailrocket 2 побил все рекорды по скорости в парусном спорте.

4. Яхта World Is Not Enough


Самая быстрая яхта
Максимальная скорость 129 км/ч

Роскошная яхта, которая способна развить скорость в 70 узлов – что тут еще добавить?

5. Cigarette AMG Electric Drive Concept


Самое быстрое электрическое судно
Максимальная скорость 160 км/ч

Mercedes-AMGв сотрудничестве с Cigarette Racing выпустили самый быстрый электрический катер в мире. В нем установлено 12 электродвигателей общей мощностью 2220 л.с.

6. Понтонная лодка Brad Rowland’s South Bay 925CR

Самая быстрая понтонная лодка
Максимальная скорость 184 км/ч

Тот факт, что кто-то сделал понтонную лодку, которая может разогнаться до 184 км/ч, уже сам по себе является безумием.

7. Катамаран Spirit Of Qatar

Самый быстрый катамаран
Максимальная скорость 393 км/ч

В катамаране Spirit Of Qatar используются спаренные турбины Lycoming общей мощностью 9000 л.с.

8. Problem Child

Самый быстрый гидроплан в классе Top Fuel
Максимальная скорость 422 км/ч

Гидропланы класса Top Fuel похож на драгстер Top Fuel, за исключением того, что они мчатся по воде. Problem Child Эдди Нокса является самым быстрым судном в своем классе, и, как и на драгстер, на него установлен двигатель Hemi V8 мощностью 8000 л.с.

9. Гидроплан Bluebird K7


Самый быстрый гидроплан
Максимальная скорость 444 км/ч

K7 был первым из сумасшедших турбинных гидропланов, которые ставили рекорды по скорости на воде семь раз в 1955-1964 годах. Во время его последнего запуска он развил шокирующую скорость в 444 км/ч. К сожалению, его пилот Дональд Кэмпбелл погиб в 1967 году, пытаясь достичь скорости в 482 км/ч.

10. Spirit Of Australia


Самый быстрый катер
Максимальная скорость 511 км/ч

511 км/ч - удивительная цифра, которая впечатляет еще больше, когда узнаешь, что «Дух Австралии» был построен энтузиастом во дворе собственного дома. Кен Варби спроектировал суперкатер в 1978 году. Рекорд скорости катера Кена Варби пока не побит.

Когда речь заходит о скоростях, то сразу говорят о самолетах и автомобилях. А морской вид транспорта несправедливо обходят стороной. История мореплавания сопровождается стремлением стран построить самый быстрый корабль на планете.

Скоростные парусники

Развитие парусного флота было, отчасти, обусловлено экспортом товаров из Индии и Китая. Британская Ост-Индская компания основана в 1600 году. Тогда построили флотилию парусников для перевозки пряностей. Затем компания переключилась на более выгодную торговлю чаем.

Веками являясь монополистом, Британия могла не торопиться с доставками. Но после отмены монополии в 1834 году, наступили времена жесткой конкуренции. Свежий чай ценился на рынке гораздо выше залежавшегося. И толпы конкурентов устремились один быстрее другого доставлять чай с Востока в Бостон или Лондон.


Старые корабли двигались медленно. А быстроходные клиперы, производимые в Новом свете, не отличались большой вместимостью.

Мастера и конструкторы после длительной работы над проектом, в 1845 году спустили со стапелей в Нью-Йорке улучшенный быстроходный клипер «Reinbow» (Радуга) вместимостью 750 тонн. Первый рейс в Китай и обратно окупил суммы, затраченные на постройку. Скорость корабля оказалась фантастической для тех времен – до 20 узлов в час.


Самыми быстроходными в истории парусниками были «Повелитель моря» и «Летящее облако». Развитию парусного судоходства способствовало изучение законов физики и математики. В те времена корабли строили «на глазок». Конструктор Джон В. Гриффит даже возвел испытательный бассейн для судов. Вместе с капитаном Робертом Ватерманом они построили клипер «Морская колдунья». Этот корабль впервые преодолел расстояние от Нью-Йорка до Гонконга за 74,5 дня.


Бывшая метрополия, впечатленная успехами конкурентов, стала строить быстроходные клиперы на манер американских. Но судна получались гораздо меньшей вместимости. В итоге соревнования за 15 лет было спущено на воду 500 быстроходных кораблей.

Самые быстрые военные корабли

В Австралии работают заводы по строительству кораблей. На судостроительной верфи «Incat» был построен быстроходный паром, передвигающийся по принципу катамарана. Была выдвинута идея переоборудования судна под военные цели.

ВМС США в 2001 году взяли паром в аренду, оснастили вооружением и переоборудовали. Получился самый быстроходный корабль в мире, который назвали «HSV-X1 Joint Venture».


Грузопассажирское судно было переделано с таким расчетом, чтобы там разместились 350 человек личного состава и 800 тонн груза. Перевозимый груз - транспортные средства и вооружение. Грузовая палуба получилась площадью 2670 кв. м.

Корпус корабля выполнен большей частью из алюминия. Это облегчает вес конструкции. Коммуникации, которым положено присутствовать на боевом корабле, имеются в полном составе.

Верхняя палуба оборудована вертолетной площадкой, что упрощает доставку людей и грузов.


Судно движется со скоростью, в 4 раза превышающей скорость остальных военных кораблей. Мощность в 95000 лошадиных сил развивается благодаря двум газовым турбинам и четырем дизельным моторам. Скорость судна достигает 66 узлов в час при попутном ветре.

Примечательно, что корабль собирается по модульному принципу. Его можно быстро переоборудовать для других целей, не затрачивая много времени на стоянку для реконструкции. Получился такой корабль-трансформер.

Самые быстрые военные корабли России

1 место среди кораблей нашей страны по скорости занимает противолодочный корабль «Комсомолец Украины». Советский флот получил в распоряжение 20 кораблей такого типа. Максимальная скорость, развиваемая судном – 34 узла. Все четыре флота оснащены такими быстроходными кораблями. Для Индии построены 20 кораблей в тропическом исполнении.


2 место удерживает тяжелый атомный крейсер «Петр Великий». Из кораблей, не являющихся авианосцами, он считается крупнейшим. Судно развивает скорость 32 узла и рассчитан на уничтожение авианосцев противника. Корабль построен в 1989 году, спущен на воду через 9 лет. Судно ходит на длинные расстояния, так как не имеет ограничения по дальности. Все службы работают автономно, независимо от заходов в порты.


3 место за гвардейским ракетным крейсером «Москва». Это корабль, способный выполнять разноплановые функции. Спущен на воду в 1983 году со стапелей завода в Николаеве. Способен развивать скорость до 32 узлов, ходит на расстояние 6000 миль. Это флагман Черноморского флота России.


4 место по скорости занимает тяжелый авианосец проекта 11475 «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».


Корабль сошел со стапелей в 1989 году и включен в состав Северного флота России. Максимальная скорость, которую развивает – 29 узлов. Ранее нес службу в акватории Средиземного моря, участвовал в спасательной операции подводной лодки «Курск».

Быстроходные яхты мира

Голландский дизайнер Френк Малдер, вдохновленный приключениями киношного персонажа Джеймса Бонда, двадцать лет назад построил яхту «Осьминожка». Это судно развивало неслыханную скорость в 50 узлов.


Нынешняя рекордсменка, которую построил Малдер, называется претенциозно. В переводе звучит так: «И целого мира мало». Развивая скорость в 70 узлов, яхта расходует топливо с космическими скоростями. Газовые двигатели Paxman мощностью 20 000 лошадиных сил «съедают» около 57 000 литров топлива за 500 км пути.

Яхта «Foners» была построена по заказу короля Испании, любителя скоростей. Сменив владельца, судно перестраивается, модернизируется. Его прежняя максимальная скорость составляла 68 узлов. Какое-то время яхта считалась рекордсменкой среди других яхт ее класса.


Король, увлеченный больше скоростями, чем обстановкой вокруг него, не позаботился заказать шикарный интерьер. Здесь разместятся 8 гостей в спартанской обстановке. Также на борту предусмотрен экипаж в 6 человек.

Яхта «Alamshar» длиной 50 м и скоростью 65 узлов принадлежит исламскому лидеру. О ней известно мало, но характеристики приводят ее на третье место рейтинга среди яхт такого типа. Дизайнер Don Shead утверждает, что яхта способна развить скорость в 70 узлов. Но заводские испытания показали 65.


Владелец судна намеревался установить три двигателя Rolls-Royce, сконструированных для вертолетов. В этом случае планируемая скорость была бы 80 узлов, что пока недостижимая отметка для яхт. Но конструкция не позволила установку подобных моторов.


«Gentry Eagle» (Орел Джентри) сконструирован специально для установления рекордов. Том Джентри – человек, увлекающийся всевозможными рекордами. Его имя постоянно среди скоростных побед в мире яхт. Личный рекорд «Орла Джентри» - пересечение Атлантического океана за 62 часа 7 минут. Прежний рекорд превышен на 23%. Добиться такого успеха помог двигатель мощностью 11 560 лошадиных сил. Яхта способна двигаться, не заходя в порты, 1 500 миль.

Яхта «Wally Power» длиной 36 м, развивает скорость 60 узлов. Пять лет назад была внесена в книгу рекордов Гиннеса, как самая быстроходная в мире.


Теперь занимает пятое место. Дизайн яхты с элементами футуризма и невероятная скорость произвели взрыв эмоций в мире любителей яхт. Три двигателя мощностью 16 800 лошадиных сил вкупе с водометными установками Rolls-Royce дают возможность развивать такую скорость.

В период подготовки яхты к соревнованиям, ее даже испытывали в аэродинамической трубе. Но на максимальной скорости судно проходит не более 360 миль без дозаправки. А в режиме экономии проходит 1 500 миль.

Самая быстрая подводная лодка

В силу секретности сведений, некоторые факты доходят до гражданских людей через десятилетия. В 1971 году произошло невероятное происшествие. Авианосец «Саратога» американского ВМФ возвращался из Средиземного моря в Майами. Неожиданно поступил доклад акустиков, что к борту подошла неизвестная субмарина. Никакие усилия «оторваться» от преследователя не приводили к желаемому результату.


Подлодка легко обгоняла крейсер и ни на сантиметр не отставала. Команда испытывала шок от удивительных способностей подлодки. Гордость за чудо собственной техники у американцев сильно поколебалась.

Моряков напугала советская атомная подводная лодка К-152 проекта 661 «Анчар», которая остается самой скоростной субмариной во всем мировом флоте. Позже выяснилось, что подлодка обгоняла американский авианосец, задействовав только одну турбину.


Скорость, которую способна развить лодка 44,7 узлов, что в пересчете на земные единицы измерения составляет 80,4 км/час. Но лодки не найти на страницах . Военная тайна неприкосновенна.

Мощь человеческого интеллекта способна порождать невероятные изобретения. Чаще это происходит при возникновении конкуренции. Либо нужно быстрее конкурента доставить чай и специи из Индии или Китая. Либо идет противостояние мировых держав в мировом превосходстве. Хотелось бы, чтобы эта энергия и стремления направлялись исключительно в мирную сторону. И тогда будут создаваться самолеты, автомобили, корабли только на благо человека.

Скоростной пограничный катер проекта FC-19 "Нурлы Жол" / Фото: informburo.kz, Григорий Беденко

Казахстанские морские пограничники получили в своё распоряжение скоростные патрульные катера, построенные в Уральске на заводе "Зенит".

Ситуация с браконьерством в акватории Каспийского моря остаётся сложной. Постоянные незаконные посягательства на казахстанские биоресурсы со стороны граждан сопредельных государств вынуждают казахстанские власти укреплять морскую часть границы. Дважды в год, весной и осенью, Региональное управление береговой охраны совместно с российскими и азербайджанскими коллегами проводит специальные оперативно-профилактические мероприятия по пресечению актов браконьерства (СОПМ). Сейчас идёт подготовка к весенней операции. Некоторое время назад казахстанские морские пограничники получили в своё распоряжение скоростные патрульные катера, построенные в Уральске на заводе "Зенит". О самых быстрых кораблях Каспийского моря мы расскажем в этом репортаже.


Люк в машинное отделение "Караганды" / Фото: informburo.kz, Григорий Беденко


В авангарде нашей береговой охраны - скоростной пограничный катер "Нурлы жол" проекта FC-19, командир – старшина первой статьи Берик Жантлеуов, и скоростной пограничный катер "Караганды" проекта 0210 "Айбар", командир — старший лейтенант Жанибек Телев. Оба судна построены в Казахстане по заданию пограничной службы.


Скоростной пограничный катер "Караганды" проекта 0210 "Айбар" / Фото: informburo.kz, Григорий Беденко


"Это новые быстроходные катера, которые нам поставляет завод "Зенит", – рассказывает Берик Жантлеуов. – Раньше мы не могли догнать нарушителей по воде. Только с помощью вертолёта. Этот катер (FC-19) может на Каспии догнать любое судно. Здесь два двигателя MAN по 1450 лошадиных сил каждый, водомёт Rolls Royce. Катер развивает скорость до 54 узлов. Очень большое расстояние он может пройти за короткий промежуток времени. 12 морских миль от казахстанского берега до российских территориальных вод он пройдёт за 15 минут. С приготовлениями - около получаса. Есть такие нарушители, которые не останавливаются при голосовых командах, даже при открытии огня в воздух. Единственный способ - стрелять по двигателям. Но так можно просто убить нарушителей на месте. А скоростные катера позволяют этого избежать".


Командир скоростного пограничного катера проекта FC-19 "Нурлы жол" старшина первой статьи Берик Жантлеуов / Фото: informburo.kz, Григорий Беденко

По словам командира пограничного корабля, сейчас нарушителей стало меньше.

"Редко кого-нибудь найдёшь. Наши биоресурсы с появлением этих катеров мы стали охранять более надёжно. Раньше мы выбирали больше сетей, и задержаний было больше. А сейчас они знают, что, если придут на нашу территорию и будут у нас работать, мы их по-любому задержим. Браконьеры обычно ловят самодельными крючьями, сетями. Всё зависит от того, что вы хотите поймать. Если рыба размером с человека, то ячейка сети будет около 20 сантиметров, если меньше - 10, 12, 15 сантиметров. Это зависит от района моря. Браконьеры – из Дагестана, Азербайджана, Астрахани. Туркменистана. Больше всего из Дагестана. Они целыми аулами ловят рыбу. Ну и наших хватает," - рассказывает Берик.


Проверка документов у казахстанских рыбаков / Фото: informburo.kz, Григорий Беденко


Патрулирование обычно проводится в определённых командованием береговой охраны районах. Там катера находятся по несколько дней, медленно перемещаясь и наблюдая за обстановкой. Браконьеры обычно оставляют пенопластовые балберы или "баклажки" - литровые пустые пластиковые бутылки. Они выполняют функцию поплавков. Найдя эту балберу, пограничники уже знают, что там сеть. О факте обнаружения докладывают на базу, затем начинают выборку. В месяц командир со своим экипажем должен 15 суток находиться в море с перерывом 3-4 дня. Автономность FC-19 – 5 суток.


На патрулировании / Фото: informburo.kz, Григорий Беденко


Во время проведения СОПМ Берик Жантлеуов дома практически не бывает. За месяц – всего 2-3 раза. Поэтому семью отправил к родителям, в Южный Казахстан. Четыре года подряд старшина первой статьи Берик Жантлеуов был лучшим командиром катера в нашей береговой охране. За это он был представлен к государственной награде. Орден "Айбын" 3-й степени пограничнику вручал лично Президент Республики Казахстан.


Кадыржан Муканов / Фото: informburo.kz, Григорий Беденко


Кадыржан Муканов – начальник Регионального управления береговой охраны.

- Кадыржан Уракович, как проходит перевооружение вашей службы?

Региональное управление береговой охраны является структурным подразделением Пограничной службы КНБ и выполняет задачи по охране границы на западных рубежах нашей страны. Особенность в том, что протяжённость границы - порядка 2 тысяч километров, и львиную долю составляет морское направление. То есть по Каспийскому морю мы охраняем границу на протяжении 1500 километров. Исходя из этого определяем состав сил и средств. Хочу сказать, что оснащение береговой охраны продолжается. По программе переоснащения и перевооружения уже поступило много техники. Это, в частности, радиолокационные станции для контроля морской обстановки. Идёт перевооружение корабельного состава. Все наши корабли – отечественного производства. Они строятся на заводе "Зенит" в городе Уральске. Это корабль проекта 0210 "Айбар", нового поколения. Он пришёл на замену устаревшим кораблям проекта "Беркут". Мы ввели в боевой состав корабль под названием "Караганды". Подъём флага осуществлялся на нём председателем КНБ.


Флаг казахстанской береговой охраны / Фото: informburo.kz, Григорий Беденко


Корабль сейчас выполняет задачи по охране границы. Этот корабль очень быстроходный. Оснащён современным вооружением. Немаловажный фактор - обитаемость для личного состава очень хорошая. Кроме того, мы имеем уже 4 единицы быстроходных катеров проекта FC-19. В августе 2016-го года наш флот пополнился новейшей разработкой завода "Зенит" – ракетно-артиллерийским кораблём "Сарбаз" проекта 300 "Барс". На этом судне установлено вооружение, которого нет на предыдущих кораблях данного проекта. Мы впервые получили гидроакустическую станцию для подводной разведки и скорострельную артиллерийскую установку. В минуту из неё можно произвести до 1000 выстрелов и уничтожить объект на расстоянии 5 тысяч метров.


Команда скоростного пограничного катера "Караганды" / Фото: informburo.kz, Григорий Беденко


- Как проводятся оперативные мероприятия?

Мы проводим совместные оперативно-профилактические мероприятия по защите биологических ресурсов Каспийского моря. Первый этап проводится весной, в апреле. Это связано с периодом нереста рыб осетровых пород. В один из сезонов мы провели в море выборку сетей протяжённостью более 300 километров. Представляете, да?! Нанесён ущерб браконьерам на 30 миллионов тенге. Предотвратили незаконный промысел порядка 130 тонн рыбы. Это результат нашей работы. Второй этап проходит в течение октября. Все силы и средства корабельного состава были направлены в море.


В рубке "Караганды". Командир судна старший лейтенант Жанибек Телев / Фото: informburo.kz, Григорий Беденко

- Пограничная служба на море очень сильно отличается от её сухопутных вариантов. Как и где вы готовите кадры?

Конечно, оснащение вооружением и техникой - это очень важно. Однако нормальная эксплуатация этой техники невозможна без подготовки личного состава. Основные усилия сейчас направляем на подготовку молодых офицеров. Подготовку офицеров осуществляем в Российской Федерации, а среднетехнические специальности и начальную военно-морскую подготовку сами готовим в морском учебном центре.


Утреннее построение / Фото: informburo.kz, Григорий Беденко

- Сколько кораблей насчитывает группировка, и какие планы на перспективу?

Во-первых, в составе Регионального управления береговой охраны 35 единиц кораблей и катеров. Все они отечественного производства. Корабли подразделяются на проекты. Проект 300 - большие корабли водоизмещением 250 тонн. Проект называется "Барс". Таких кораблей у нас 5 единиц. Проект "Беркут" – суда водоизмещением в 42 тонны. Это были самые первые корабли, которые строились на уральском заводе. Сейчас они уже считаются морально устаревшими, отслужили свой срок, и на замену им приходят корабли нового поколения типа "Айбар". Они оснащены новым вооружением, кроме того, вооружение дистанционно управляется. Ещё один тип - это быстроходные катера проекта FC-19. Они развивают скорость до 50 узлов. Это гроза для всех браконьеров. В перспективе мы планируем старые корабли - их 7 единиц - поэтапно менять. Всё сразу не сделаешь, но у нас есть программа перевооружения до 2025 года.


Корабельный кот Иваныч / Фото: informburo.kz, Григорий Беденко

- Как реагируют браконьеры на столь серьёзные перемены?

Нарушители тоже придумывают новую тактику. Сейчас браконьеры практически перестали выходить в дневное время. Выходят те, кто имеют разрешение на выход в море и право заниматься выловом рыбы. Естественно, есть всякие ухищрения.


Вид на Баутинскую бухту / Фото: informburo.kz, Григорий Беденко

База кораблей Регионального управления береговой охраны находится в посёлке Баутино, в 150 километрах от Актау. Ранее это был рыбацкий посёлок, который назывался станицей Николаевской. На заре минувшего века его построил русский купец Захарий Дубский. Официально посёлок считается отдельной административной единицей, хотя он фактически сливается с другим населённым пунктом Мангышлака - городом Форт-Шевченко. Сейчас в Баутино есть всё для нормальной жизни. В советские времена посёлок был вахтовым.


Памятник Алексею Егоровичу Баутину, первому председателю поселкового совета одноименного населённого пункта в 1883-1919 гг. / Фото: informburo.kz, Григорий Беденко


Заправка кораблей дизельным топливом и питьевой водой производится примерно один раз в неделю. Кстати, отходы с кораблей в море не сбрасываются, они остаются в герметичных баках до захода на базу. Техобслуживание FC-19 производят на месте. Недавно в Баутино построили судоремонтный завод.

Талгат Туребаев / Фото: informburo.kz, Григорий Беденко

Талгат Туребаев, капитан первого ранга, заместитель начальника штаба Регионального управления береговой охраны:

Сегодня мы охраняем государственную границу не только с помощью кораблей, но и вертолётами, постами технического наблюдения и т.п. Используем разнородные силы и средства. Обстановка на Каспии неспокойная. Нарушители государственной границы есть.

- Тактика браконьеров изменилась?

Браконьеры раньше выходили на промыслово-транспортных судах (ПТС). Они развивают скорость 10-12 узлов. Эти суда брали больше рыбы, потому что там холодильники есть. Но так как у нас появились новые корабли, мы стали чаще выходить на патрулирование, стали их задерживать, и они с больших ПТС начали пересаживаться на малые плавсредства (МПС) типа байда. Да и байды они используют теперь по ночам. Выходят, выставляют орудия лова, под утро к себе уходят. А мы применяем новую тактику. С вертолёта обнаруживаем сеть. Экипаж выбрасывает буйки, метит это место. Потом туда идёт корабль, экипаж убирает эти сети.


Швартовка в море / Фото: informburo.kz, Григорий Беденко


- То есть получается, в приоритете сейчас сделать браконьерство бессмысленным занятием?

Даже когда они ночью пытаются уходить, мы им наносим экономический урон - вытравливаем все их сети. Когда браконьер приходит за своими сетями, уловом, там уже ничего нет. Они уходят обратно пустые. Им уже невыгодно этим заниматься - расход бензина, масла, сети… Кстати, сети дорогие. Им невыгодно уже постоянно их покупать, заправляться, когда нет дохода.

- И каковы результаты?

Браконьерство в последнее время сократилось. За незаконный вылов частиковых пород рыбы предусмотрены административные штрафы. В основном сейчас задерживаем граждан Казахстана. Это жители Атырауской, Мангистауской области, безработные. В первую очередь они нарушают государственную границу - выходят за пределы 12-мильной зоны. А потом уже считаются браконьерами. По документам им разрешается рыбачить на расстоянии двух миль от берега. Они нарушают границу с нашей стороны, с внутренней. В северной части Каспия лучше кормовая база, поэтому вся рыба идёт на нерест в Урало-Каспийский канал и в дельту Волги.


Вооружение.



Технические параметры корабля проекта 0210 "Айбар":




Силовая установка "Караганды" / Фото: informburo.kz, Григорий Беденко


Из технического описания завода "Зенит": "Главная энергетическая установка состоит из трёх судовых дизельных двигателей MAN 12V-1800 c реверс-редукторами ZF 3050. Вспомогательная энергетическая установка - в составе двух дизель-генераторов STAMEGNA модели SN500, каждый из которых состоит из дизельного двигателя мощностью 38 KВт, 400 B, 50 Гц. Аварийный источник энергии - один аварийный дизель-генератор STAMEGNA модели PK-20 состоит из дизельного двигателя мощностью 16 KВт, 400 B, 50 Гц. Водомётные движители - два управляемых водомёта Rolls Royce модели 50 A3, обеспечивающих основное движение и маневрирование катера, и один центральный неуправляемый водомёт Rolls Royce модели 45 A3".


Оружейная система АДУНОК / Фото: informburo.kz, Григорий Беденко


Интерес представляет оружейная система катера 0210 "Айбар". На специальной консоли смонтирован автоматический дистанционно управляемый наблюдательно-огневой комплекс (АДУНОК), оснащённый пулемётом НСВТ 12,7 мм. С помощью специальных гироскопов пулемёт будет всегда направлен на цель, несмотря на качку и смещение корабля в разных плоскостях. Кроме того, в состав комплекса входит лазерный прицел и тепловизор для стрельбы ночью. Можно вести огонь в любое время суток и при любой погоде, даже при сильном шторме с гарантированным поражением цели.